Загрузка...


ШАМАНСКОЕ СОСТОЯНИЕ СОЗНАНИЯ

Шаман работает в необычайной реальности. Только малую часть своего времени и только тогда, когда требуется выполнение шаманских задач, потому что шаманизм - это деятельность с неполным рабочим днем. Среди Хиваро, Кунибо, эскимосов и большей частью других первобытных групп мастер-шаман обычно является активным участником экономических, социальных и даже политических дел общины. Он обычно бывает отличным охотником или огородником, ремесленником и художником, мыслителем и ответственным членом семьи и общины. Действительно, способность мастера-шамана успешно действовать в двух различных реальностях рассматривается как доказательство силы.

Он следует предписаниям шаманизма, когда занимается шаманской работой, и он следует предписаниям обычной реальности, когда не связан с работой шамана. Шаман двигается взад и вперед между двумя реальностями с очень серьезными намерениями. Какая бы ни была реальность, шаман думает и действует присущим ей способом и имеет целью владение как своими необыкновенными действиями, так и обыкновенными. Только тот, кто успешно владеет своими действиями в обоих областях, является мастером-шаманом.

Обе личные реальности шамана, необычайная и обыкновенная, имеют каждая свое соответствующее состояние сознания. Можно успешно справляться с каждой реальностью, только находясь в присущем ей состоянии сознания. Так, переходя оживленную городскую улицу, вы находитесь в состоянии сознания, отличного от того, которое надо применить, входя в шаманский Нижний Мир. Мастер-шаман полностью сознает, какое сознание соответствует каждой ситуации, в которую он поставлен и, если нужно, входит в это состояние сознания.

Перцепция двух реальностей типична для шаманизма, несмотря на то, что некоторые западные кабинетные философы долго отрицали законность провозглашения такого двойного разделения между обычным и скрытым мирами среди первобытных народов, очевидно, предполагая, что первобытные люди не могут отличить их друг от друга. Как я раньше объяснил, Хиваро не только сознательно производит это разделение, но они приписывают гораздо большее значение необычайному или скрытому миру. Я согласен с Аке Хултранцем, когда он говорит:

"…если такие /первобытные/ народы и не делают сознательно такой дихотомии /что они иногда делают/, они фактически бессознательно строили свое познание по этой модели. Одно из доказательств этого - шаманский транс. Мир экстаза - это мир сверхестественных сил и действий, поэтому шаман ныряет в него. Он существует в двух мирах: вне транса он живет обычной жизнью своих соплеменников, в трансе он часть сверхестественного мира, разделяя с духами некоторые их возможности, как способность летать, преображаться, стать одним существом со своим духом-помощником и т.д."

Значение, которое я придаю здесь проведению различия между переживаниями в ШСС и ОСС, или различие; которое Кастанеда делает между необыкновенной и обыкновенной реальностями, не является различием, обычно замечаемым в разговорах шаманов между собой, или даже с людьми Запада. Так, если вы прислушаетесь к разговору шаманов Хиваро, вы сможете услышать в этом ежедневном разговоре рассказы о переживаниях и действиях, которые могли бы показать вам, как человеку Запада, явную неспособность что-либо понять, так как выглядели бы абсурдными или невозможными. Например, он мог бы рассказать вам о расщеплении большого дерева на расстоянии при помощи шаманской силы. Или то, что он видел перевернутую радугу внутри груди соседа. В ту же минуту он может сообщить вам, что делает новое ружье или что он ходил охотиться прошлым летом.

Проблема не в том, как некоторые западные философы хотели бы, чтоб оно было, что первобытные народы выставляют напоказ первобытный "дологический ум." Проблема в том, что человек Запада просто примитивен с шаманской точки зрения. Для товарища соплеменника Хиваро не нужно указывать, в каком состоянии сознания он был, когда имел определенное переживание. Они это понимают, потому что они знают, какого рода переживания происходят в ШСС, а какие в ОСС. Только западному постороннему человеку недостает этого фона.

Софистика Хиваро далеко не единственная; деиствительно это, вероятно, верно для всех шаманских культур. К несчастью, западные наблюдатели, которым не достает обширного опыта с измененными состояниями сознания, слишком часто упускали возможность осведомйться относительно познавательного состояния, в котором находились их первобытные информаторы, когда с ними было такое "невозможное". Как уместно заключает австралийский антрополог Станнер:

"Европейцам фатально легко, встречаясь в первый раз с подобными вещами, предположить, что "мистицизм" подобного рода управляет всей туземной мыслью. Оно не так. Логическая мысль и рациональное поведение так же широко распространены в первобытной жизни, как и на более простых уровнях европейской жизни… И если пожелать увидеть действительно блестящую демонстрацию дедуктивной мысли, нужно только видеть, как туземец преследует раненого кенгуру и добиться от него объяснения, почему он понимает данные знаки известным образом. Другими словами, ограниченными являются не первобытные люди, но мы сами, при понимании двухярусной природы их опыта и внимания, которое они ему уделяют.

Так как наша западная культура не шаманская, необходимо при обучении шаманизму разъяснять, различие между необыкновенной и обыкновенной реальностью, как это делает Кастанеда. Когда вы станете шаманом, и если там будут другие шаманы, с которыми вы сможете беседовать, вы найдете необходимым больше, чем Хиваро или австралийский туземец указывать, в каком состоянии сознания вы были, когда с вами произошел какой-то особый случай. Ваша аудитория, состоящая из знающих людей, поймет.

Составляющая измененного состояния в ШСС, включает разнообразные степени транса, от существенно легкого /как у индейских шаманов Северной Америки/, до очень глубокого /как у лапландцев, когда состояние шамана может временно оказаться коматозным/. Однако сообщают, что у сибирских шаманов существует весь ряд. Как указывает Хулткранц: "Высказывания насчет того, что эффект шаманского транса имеет постоянную глубину, поэтому неправильны". Подобным же образом Элиад замечает, что у угров шаманский экстаз не столько транс, сколько состояние вдохновения: шаман слышит и видит духов, он выходит из себя, потому что в экстазе он путешествует по отдаленным краям, но он не лишен сознания. Он ясновидец и вдохновленный человек. Однако основное переживание экстатическое и главным средством для его достижения является, магически-религиозная музыка.

Что является определенным, то это то, что для шаманской практики нужна некоторая степень изменения сознания. Посторонние западные наблюдатели часто упускали то, что шаман находится в легком трансе, именно потому, что они были посторонними наблюдателями, которым недоставало личного шаманского опыта. Шаман может казаться действующим в трезвом состоянии, когда в действительности его ум занят внутренними видениями. Я сам был свидетелем того, как один американский знахарь действовал во время лечения в сумеречном контексте, который не легко было заметить посторонним. Он мне после рассказывал, что он видел во время этого лечения, подчеркивая то, что он был в легком трансе.

В ранний, критический момент его жизни, до принятия шаманизма, шаман мог впадать в это измененное состояние сознания очень глубоко, хотя тут много индивидуальных и культурных условий. Иногда такое случается, когда намеренно ищут видение для того, чтобы получить силу духа-хранителя. В другой раз это случается при кризисе в серьезной болезни, как у некоторых севереи южноамериканских индейцев, и в первобытной Сибири. Такой радикально глубокий и сообщающий откровения опыт часто ободряет в намерении вступить на путь шамана. Личным примером служит мой собственный психоделический опыт с индейцами Кунибо в 1961 г.

Я буду избегать здесь слова "транс" из-за нашего западного культурного понимания в отношении этого термина, часто приписывающего ему бессознательное состояние.

В ШСС вы видите по-шамански. Это может быть названо визуализацией, "имажинизацией" или, как выражаются австралийские аборигены, использованием "сильного глаза". Хотя такое видение происходит в измененном состоянии сознания, было бы не эмпирическим предрассудком, вредным для завершения непосредственного понимания, отбросить такие явления, как галлюцинации. Видение туземного шамана не простая галлюцинация. Это визуализация умственной формации, которая тоже может некоторое время существовать независимо от своего творца. Пока человек испытывает это видение, он не может двигаться, но сознает все, происходящее вокруг него, как мне сказал один шаман из племени Кантранг, что он мог видеть и знать, что происходит, но был как бы мертвый, бесчувственный ко всему.

ШСС позволяет иметь полное воспоминание после опыта, когда шаман возвращается в ОСС, что непохоже на характерный транс западного медиума или участников одержимых танцев карибского происхождения. Другими словами, ШСС не влечет за собой типичную амнезию. В ШСС часть сознания шамана все еще слегка связана с обычной реальностью физического и материального окружения, в котором он находится. Легкость его транса является причиной того, что часто ассистент должен бить в барабан, чтобы поддерживать его в ШСС. Если барабанный бой прекратится, он может быстро вернуться в ОСС и потерпеть таким образом неудачу.

Основными инструментами для того, чтобы впасть в ШСС, являются барабан и трещетка. Шаман обычно ограничивает употребление барабана и трещетки, вызывание и поддерживание ШСС, и таким образом подсознательно ассоциирует их с серьезной шаманской работой. Начало постоянного монотонного звука трещетки или барабана повторно становится для его мозга сигналом возврата в ШСС. Таким образом, для опытного шамана достаточно только нескольких минут знакомого треска или барабанного боя для осуществления легкого транса, в котором делается большая часть шаманской работы.

Повторный звук барабана является обычно основой для предпринятия шаманских задач в ШСС. С большим основанием сибирские и другие шаманы иногда отзываются о своем барабане, как о "коне" или "каноэ", переносящем их в Нижний или Верхний Мир. Постоянный монотонный бой барабана действует как несущая волна в ШСС, а затем поддерживающая его в пути.

Значение барабана, как "верховой лошади" или "коня" иллюстрируется этими шаманскими стихами сибирских койотов.


О, мой разноцветный барабан,

Стоящий в переднем углу.

О, мой веселый и раскрашенный барабан, ты, что стоишь здесь!

Пусть твое плечо и шея будут сильными.

Слушай, слушай моя лошадь - ты олениха!

Слушай, слушай моя лошадь - ты медведь!

О, раскрашенный барабан, стоящий в переднем углу!

Моя верховая лошадь - самец или самка оленя!

Утихни звонкий барабан,

Обтянутый кожей барабан,

Исполни мои желания.

Как на облаке пронеси меня

Через страны сумерек и под свинцовым небом,

Пронесись подобно ветру Поверх горных вершин.


Лабораторные исследования Негера показали, что барабанный бой вызывает изменения центральной нервной системы. Ритмическая стимуляция воздействует на электрическую активность многих сенсорных и моторных областей мозга, обычно не задеваемых, благодаря чему стимулируются связи с сенсорной областью. Кажется, что это частично зависит от того, что одиночный удар барабана содержит много частот и в соответствии с этим он одновременно передает импульс вдоль множества нервных путей в мозгу. Далее, удары барабана имеют главным образов низкую частоту, что означает, что ударом барабана может быть передано больше энергии мозгу, чем каким-нибудь другим стимулирующим звуком высокой частоты. Это, возможно, происходит благодаря тому, что низкочастотные рецепторы уха лучше сопротивляются повреждению, чем деликатные высокочастотные рецепторы, и могут выдержать большие амплитуды звука, пока не почувствуется боль.

Недавние изыскания в области шаманских духовных плясок индейцев Салиш с Северозападного берега, подтверждают и расширяют открытия Негера о способности ритмического барабанного боя индуцировать измененное состояние сознания. Жалек и Ормстед нашли, что частоты барабанного боя в ряду частот волны тэта EEg /от четырех до семи циклов в секунду/ преобладали во время вводных процедур, применяющих сальский барабан из Оленьей кожи. Это ряд частот, отмечает Жилек, от которого ожидают наибольшей эффективности при создании состояния транса.

Надеются, что такие изыскания будут возможно сопровождаться телеизмерениями EEg шамана, пока он занят работой в ШСС. Похоже на то, что такого рода исследования приведут к открытию того, что ШСС обычно включает уровень тэта также, как и менее глубокий уровень альфа.

Встряхивание трещетки шамана, обеспечивает стимуляцию в мозгу дорожек более высокой частоты, чем бой барабана, усиливая его бой и повышая полный звуковой эффект. Хотя и более высокой частоты, звук большинства трещеток имеет достаточно низкий амплитудный уровень, чтобы не вызвать боли в рецепторах уха.

Несмотря на то, что шаман может бить в барабан сам, его полное впадение в ШСС требует помощника, который бы перенял у него барабан и продолжал бить, как это делается у сибирских тунгусов так, чтобы измененное состояние сознания шамана поддерживалось. Другая техника среди тунгусов позволяет помощнику взять на себя весь барабанный бой, даже до того, как шаман войдет в ШСС. Я предпочитаю этот метод, иначе физические требования при битье барабана могут помешать моему переходу в ШСС. Однако шаман должен был бы еще регулировать быстроту ударов, потому что только он может слышать, является ли темп подходящим. При принятых мною приемах я трясу трещетку, обычно начиная с медленного темпа и увеличивая его, когда чувствую в этом необходимость. Звук трещетки не только ведет барабанщика, но еще и пополняет звуковую тягу барабана подводом более высокой частоты: когда шаман, пользующийся этим методом, в конце концов, впадает в ШСС, он уже не бывает способен трясти трещетку, так что барабанщик продолжает за него, продолжая в темпе, услышанном в последний раз.

Когда помощник тунгузского шамана исполняет весь барабанный бой, шаман не пользуется трещеткой. Вместо этого он задает темп пляской; ритм колокольчиков и железной мелочи на его одежде ведет барабан и снабжает его звуками более высокой частоты. Эта техника обеспечивает подвод в нервную систему шамана движений тела, соответствующих звукам, поскольку, как замечает Широкогоров, "…пляска частично вызывается необходимостью производства ритмических звуков".

Превращению в ШСС помогает также пение песни-силы, которую он поет в этих случаях. В каком-нибудь отдельном племени слова этой песни изменяются от шамана к шаману, мелодия и ритм не являются изобретением индивидуального шамана, но принадлежностью отдельного племенного района.

Песни имеют тенденцию быть повторяющимися и относительно монотонными, большей частью возрастающими в темпе, когда шаман приближается к ШСС. Они могут иметь скрытую функцию действовать на активность центральной нервной системы, аналогично дыхательным упражнениям йогов, однако я не знаю какого-либо выполненного исследования, чтобы это определить. Шаману часто помогают войти в ШСС члены аудитории, присоединившиеся к нему в песне.

Слова помогают вызвать ШСС, стремясь упомянуть о духах-хранителях и помощниках шамана, и снова подтвердить его могущество.

Ученая часть ШСС включает приписывание полной реальности вещам, которые мы видим и чувствуем, слышим и другим образом испытываем в измененном состоянии сознания. Этот непосредственный эмпирический опыт рассматривается шаманом не как фантазия, но как непосредственная реальность В то же время шаман признает разделенность ШСС от реальности ОСС и не смешивает реальности. Он знает, когда он находится в той или другой, и входит в каждую из них по выбору.

Ученые правила, пока он находится в ШСС, включают положение, что животные, растения, люди и другие феномены, увиденные в измененном состояния, вполне реальны, в контексте с нематериальной, необыкновенной реальностью, в которой они были восприняты. Шаман вступает в ШСС, чтобы видеть эти нематериальные формы и взаимодействовать с ними. Эти формы шаман или другие люди не могут видеть, будучи в ОСС, и они не являются частью обычной реальности.

Ученый аспект ШСС включает глубокое уважение всех форм жизни со скромным сознанием нашей зависимости от растений, животных, даже неорганического вещества планеты. Шаман знает, что люди сродни всем формам жизни, что они все наши родственники. Как в ШСС, так и в ОСС, шаман подходит к другим формам жизни с семейным уважением и пониманием. Он признает их древность, родственность и особую силу.

Таким образом, шаман вступает в ШСС с уважением к природе, к силам, присущим диким животным и видам растений, к их цепкой способности выжить и процветать сквозь зоны существования планеты. Приблизившись к Природе в измененном состоянии сознания с уважением и любовью, шаман считает, что природа откроет ему вещи, которые невозможно установить в обычном состоянии сознания.

Многие североамериканские племена еще сохраняют существенно шаманский взгляд на реальность, как например в этом утверждении одной из Хопи:

"Для Хопи - вся Жизнь едина. Мир, в котором он живет, - это мир человека, и в нем все животные, птицы, насекомые и каждое живое существо, как и деревья и растения, которые также имеют жизнь, ибо в формах, в которых мы их обычно видим - это всего лишь маскарад. Но сказано, что все эти существа и эти живые вещи, которые разделяют мир с нами, людьми, конечно имеют другие дома, где они живут в образе людей, подобно нам. Поэтому обо всех этих живущих вещах надо думать как о людях, и их иногда можно видеть в их собственной форме, даже на Земле. И если их убивают, то душа этого существа может вернуться в свой собственный мир, который она больше не сможет покинуть, но потомки этого существа займут место в человеческом мире, поколение за поколением."

Даже при дневном свете можно научиться видеть по-шамански необычайный аспект естественного феномена. Например, нижеследующее есть метод чтения камня, прием, который я узнал у знахаря племени Лакота Сиоу. Но сначала остановитесь на вопросе, на который вы хотите иметь ответ. Затем просто походите по дикой местности, пока ваше внимание не привлечет на земле камень размером в два кулака. Поднимите его и отнесите к месту, где вы можете удобно усесться с ним.

Положите камень на землю перед собой и спросите о том, на что вы хотите получить ответ. Тщательно изучайте верхнюю поверхность камня до тех пор, пока сможете увидеть одно или несколько живых существ, образованных линиями камня, трещинами и другими неровностями. Это может занять несколько минут.

Когда вы будете удовлетворены тем, что разобрали одно или несколько животных, растений, насекомых, лиц, человеческих форм или других единиц на поверхности камня, подумайте о том, что камень старается вам сказать по поводу вопроса, который вы задали. Запомните свое заключение и затем переверните камень. Повторите тот же самый процесс созерцания и размышления, пользуясь новой поверхностью. Если камень достаточно толстый, вы сможете повторить процесс на остающихся сторонах камня.

Далее спокойно рассмотрите, как индивидуальные сообщения от каждой из четырех сторон могут быть соединены, чтобы образовать сообщение, которое будет ответом на ваш вопрос. Затем почтительно и с благодарностью верните камень в то место и положение, где вы его нашли.

Когда у вас будет достаточно шаманского опыта, вы сможете использовать этот метод, чтобы помочь другому человеку. Заставьте его проделать то же, что описано выше. Различие только в том, что вы оба участвуете в прочтении ответа на его вопрос. После того, как вы осмотрите все стороны, дайте ему первому описать и проанализировать то, что он видит. Затем в качестве шамана пополните эти наблюдения и анализ своими собственными. На основе вашего большого опыта вы сможете предложить объяснение того, как подходит друг к другу то, что вы видите оба. Затем переверните камень и повторите процесс для всех четырех сторон. В заключение этот человек сам сделает вывод из осмотра всех четырех сторон.

Очевидно, что есть общее и отличное между этим шаманским подходом и тэстом Роршаха или психоаналитическим методом свободных ассоциаций. Но тот факт, что здесь есть разница, не делает шаманскую технику хуже. С точки зрения шамана, в этом камне существуют животные и люди. Понятию фантазии нет места в мире шамана. Для него все в природе имеет скрытую, необычайную реальность. Это нечто, что научаешься видеть, следуя путем шамана.

Это свободное переложение Давидом Клутье шаманской поэмы сибирских чукчей иллюстрирует то, о чем я говорю.







 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх