3. КАРМА

Всякое действие вызывает равное противодействие.

(Сэр Исаак Ньютон (1642–1727))

«Карма» — санскритское слово, образованное от глагола «кри», означающего «делать» или «приводить в действие». Следовательно, карма буквально означает «действие» или «деятельность». Карма поясняет универсальный закон причины и следствия. Все, что мы думаем, говорим и делаем, вызывает реакцию или последствия. Другими словами, мы пожинаем то, что посеяли.

Так происходи потому, что Вселенная нравственна, и в конечном итоге за каждый поступок — плохой или хороший — человек получит по заслугам. Если вы совершили дурной поступок сегодня, то плохое рано или поздно вернется к вам как следствие. Расплата может не наступить в этой жизни, но когда-нибудь вы все равно заплатите за зло. Точно так же за хорошее дело в настоящем вы будете вознаграждены в будущем. Хорошие дела и доброта, проявленные по отношению к другим сегодня, помогут изменить плохую карму, созданную в прошлом. Хотя у многих людей понятие кармы ассоциируется с расплатой за дурные поступки, на самом деле существует как хорошая, так и плохая карма.

Кое-кто связывает ее с предназначением. Но это не так. Она не имеет ничего общего с судьбой или роком и не является возмездием или наказанием. Карма — процесс, в котором каждое действие вызывает определенное последствие. Если перед вами встает нравственный выбор и вы находите правильное решение, то приобретете хорошую карму. Если же выбираете плохой поступок, в конечном счете должны будете заплатить за него. Все очень просто. Много раз я проводил беседы в тюрьмах и встречался там со множеством людей, которые заплатили высокую цену за то, что сделали неправильный выбор. Однако это только те, кто пойман. Многие преступники, сделав неправильный выбор, похоже, ушли от наказания. По крайней мере, нам так кажется. Но рано или поздно, в этой жизни или в следующей они, несомненно, заплатят за содеянное.

Идея кармы может выглядеть как процесс вознаграждения или наказания. На самом деле это нечто гораздо большее. Карма предоставляет возможность роста. Она дает нам как препятствия, так и возможности. Жизнь, которую вы ведете сейчас, является прямым результатом предшествующих. В этой жизни перед вами поставлены проблемы и вам дан выбор. То, как вы справитесь с этим, определит ваше следующее бытие. Каждый получает не больше того, с чем может справиться.

В своей книге «Карма и возрождение» Кристмас Хамфри так описывает карму: «Человек наказывается своими грехами, а не за них. Карма не вознаграждает и не наказывает; она только восстанавливает утраченную гармонию. Тот, кто страдает, заслуживает страдания, а тот, у кого есть причина радоваться, пожинает, что посеял».

Люди, знакомые с идеей кармы, имеют лучшие условия для совершенствования, чем те, которые о ней ничего не знают и проводят свою жизнь бессистемно и бездумно. Но самое важное, что активно стремящиеся улучшить свою карму получают защиту и помощь от высших сил. Они работают в согласии с Божьей волей, а не борются против нее. Это не освобождает их от кармических долгов, но определенно укрепляет и побуждает двигаться вперед более целенаправленно.

Один из наиболее действенных способов улучшения кармы — прощать других и себя самого. Если кто-то причиняет вам зло, а вы безоговорочно прощаете его, то тем самым создаете хорошую карму. Интересно, что, прощая других, вы посылаете в мироздание сигналы, которые побуждают других простить вас. Все мы совершаем ошибки, и важно уметь прощать себя тоже.

Интересно, что в Библии есть много ссылок на карму. В Книге Иова (4:8) читаем: «Как я видал, то оравшие нечестие и сеявшие зло пожинают его». В Откровении (2:23) «… и воздам каждому из вас по делам вашим». Самую известную цитату находим в Послании к Галатам (6:7): «Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет». Иисус косвенно ссылается на карму, созданную мыслью, в своей Нагорной Проповеди: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф 5:27–28)2.

За последние двадцать лет исследовано огромное количество людей, возвратившихся их состояния клинической смерти. Одним из самых поразительных открытий было то, что большинство людей по возвращении к жизни рассказывали практически то же, что написано в «Тибетской Книге Мертвых». Похоже, они прошли по крайней мере небольшую часть пути в состоянии бардо, т. е. в состоянии сознания между двумя жизнями. Невропатолог и психиатр из Торонто Джоэл Уиттон одним из первых исследовал это явление. Он нашел, что многие люди в ожидании нового рождения разрабатывают нечто вроде «кармического сценария». Находясь в состоянии бардо, они выбирают тип карьеры для следующей жизни, тип будущего супруга, родителей и так далее3. Это дает им возможность организовать ситуацию, которая позволит работать над кармой, унаследованной из прошлых жизней. Удастся это им или нет — другой вопрос.

Мотивация нашего поведения имеет большое значение для кармы. Если, например, богатый человек строит больницу в подарок жителям, он, без сомнения, получит кармическое преимущество за свою щедрость. Однако размер преимущества определяется его мотивами. Если здание дарится из желания помочь людям, кармические преимущества будут большими. Если же человек делает подарок из других побуждений, например, чтобы потешить самолюбие или по политическим соображениям, преимущества будут гораздо меньшими.

Во Вселенной существует равновесие, и что бы мы ни делали, рано или поздно наши действия будут компенсированы и прежнее состояние равновесия восстановится. Более сотни лет тому назад Ральф Уолдо Эмерсон очень удачно выразил эту идею, написав: «Если вы любите людей и служите им, вам не укрыться от воздаяния. Тайная расплата всегда восстанавливает нарушенное равновесие высшей справедливости. Невозможно отклонить божественные весы. Все деспоты, собственники и монополисты мира напрасно подставляют плечи, чтобы сдвинуть рычаг, устанавливающий вселенское равновесие. Ось небесных весов установлена навечно — и человек, и пылинка, и звезда, и Солнце должны выстраиваться согласно ей, иначе рискуют быть раздавленными обратным ходом чаши весов»4.

Карл Юнг не пришел к однозначному выводу, определена ли его карма только этой жизнью или совокупностью всех его жизней. Но он приблизился к пониманию этого вопроса. В своей автобиографии он написал: «Когда я умру, мои дела последуют со мной — так я это представляю. Я возьму с собой все, что сделал. Важно, чтобы я не остался в конце с пустыми руками»5. Другими словами, мы все должны проявить себя в этой жизни наилучшим образом.

Карма — одна из древнейших доктрин в мире. Тот факт, что ее принимает больше половины населения Земли, свидетельствует о ее справедливости. Что посеешь, то и пожнешь.







 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх