• 1.1. Управление: понятие, признаки, виды
  • 1.2. Социальное управление: понятие, общие черты, виды, элементы
  • 1.3. Функции социального управления: понятие и виды
  • 1.4. Государственное управление: понятие, принципы, цели
  • 1.5. Исполнительная власть: понятие и признаки
  • 1.6. Цели, функции и уровни исполнительной власти
  • Тема 1. УПРАВЛЕНИЕ КАК ОБЪЕКТ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

    1.1. Управление: понятие, признаки, виды

    Управление – процесс целенаправленного воздействия на систему (механическую, технологическую, биологическую, социальную), в результате которого достигается ее упорядоченность, развитие в соответствии с поставленными целями.

    Признаки управления:

    • обязательно качество целостной организованной системы;

    • наличие обязательных элементов: субъекта управления и объекта управления;

    • определенная направленность, достижение поставленной цели (управленческого результата);

    • служит интересам взаимодействия основных элементов;

    • обеспечивается системой определенных средств.

    Виды управления: механическое, технологическое, биологическое, социальное.

    1.2. Социальное управление: понятие, общие черты, виды, элементы

    Социальное управление – вид управления, процесс воздействия на общество, социальные группы, отдельных индивидов с целью упорядочения их деятельности, повышения уровня организованности социальной системы.

    Общие черты социального управления:

    1) существует там, где имеет место совместная деятельность людей и их общностей;

    2) обеспечивает упорядоченное воздействие на участников совместной деятельности;

    3) направлено на достижение определенной управленческой цели;

    4) характеризуется наличием субъекта и объекта управления;

    5) субъект управления наделяется определенным властным ресурсом;

    6) объект управления является подвластным субъектом, сознательно-волевое поведение которого должно изменяться в соответствии с указаниями субъекта;

    7) реализуется в рамках определенного механизма.

    Виды социального управления: государственное управление, местное (муниципальное) самоуправление, общественное самоуправление.

    Элементы социального управления: субъект управления, объект управления, управленческие связи (прямые связи и обратные связи).

    Субъект управления может быть индивидуальным или коллективным.

    Выделяются такие объекты управления, как человек (индивид), коллективы (социальные группы), государство (общество в целом).

    Прямые связи – целенаправленное организующее воздействие субъекта управления на управляемый объект.

    Обратные связи – канал информационного воздействия объекта управления на субъекта управления с целью информирования о выполнении возложенных на него управленческих задач.

    Управленческий цикл – совокупность взаимосвязанных, логически обусловленных управленческих стадий, характеризующихся определенными задачами, составом участников.

    Стадии процесса управления:

    • анализ управленческой ситуации;

    • выработка и принятие решения;

    • организация и исполнение решения;

    • контроль выполнения решения;

    • подведение итогов, внесение корректив.

    1.3. Функции социального управления: понятие и виды

    Функции социального управления – обусловленные социальным назначением, наиболее типичные, однородные, стабильные направления управленческого воздействия, отвечающие его целевому предназначению и задачам.

    Признаки функций социального управления:

    • обусловлены социальным назначением управления;

    • характеризуются определенной направленностью и стабильностью;

    • представляют собой внешнее проявление свойств системы управления;

    • представляют собой направление его активного действия;

    • предопределяются поставленными целями и задачами.

    В зависимости от содержания и характера воздействия можно выделить следующие функции управления: общие (присущи всем системам управления); специальные (присущи отдельным системам управления, например федеральная служба безопасности: контрразведывательная деятельность, борьба с преступностью, разведывательная деятельность); обеспечивающие (создают условия для реализации общих и специальных функций, например материально-технического обеспечения; кадровая; финансово-плановая и др.).

    В зависимости от направления воздействия выделяют внутренние и внешние функции.

    В зависимости от времени действия существуют функции постоянные и временные.

    Общие функции управления:

    • информационное обеспечение – сбор, получение, обработка, анализ и хранение информации, необходимой для осуществления управленческой деятельности;

    • прогнозирование – предвидение перспектив развития событий или процессов в будущем;

    • моделирование – создание образца (модели) определенных управленческих отношений для предвидения решения управленческих задач в будущем;

    • планирование – определение направлений, темпов, количественных и качественных показателей развития процессов в системе управления;

    • организация – формирование системы управления, установление ее принципов, субъектного состава, приведение в состояние готовности;

    • координация – согласование совместной деятельности различных субъектов управленческих отношений для достижения поставленных целей и задач управления;

    • распорядительство – оперативное регулирование управленческих отношений, дача указания исполнителям;

    • регулирование – установление общеобязательных требований и процедур для объектов управления;

    • контроль – установление соответствия или отклонения фактического состояния системы управления от заданных параметров;

    • учет– фиксация информации, выраженной в количественных показателях, о результатах состояния системы управления.

    1.4. Государственное управление: понятие, принципы, цели

    Государственное управление – в широком понимании – деятельность всех органов государства по реализации возложенных полномочий, в узком понимании – подзаконная, юридически властная деятельность органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов по осуществлению возложенных полномочий.

    Признаки государственного управления:

    • это вид государственной управленческой деятельности;

    • деятельность носит юридически властный, исполнительно-распорядительный характер;

    • деятельность осуществляется постоянно, непрерывно и планово;

    • деятельность осуществляется на основании и во исполнение законов (подзаконодательная деятельность);

    • характеризуется наличием вертикальных (иерархических) и горизонтальных связей;

    • осуществляется в различных формах (правовых и неправовых);

    • обеспечивается посредством системы гарантий;

    • нарушение управленческой деятельности влечет за собой наступление негативных последствий (правоограничений).

    Цель государственного управления – предполагаемые результаты, к которым стремится субъект при осуществлении управленческой деятельности. Различают следующие цели управления:

    1) социально-экономические– упорядочение общественной жизни и удовлетворение публичного интереса; достижение экономического благосостояния, построение и поддержание определенной системы экономических отношений;

    2) политические – участие в управлении всех политических сил в стране, выработка позитивных предложений и процессов в обществе и государстве, способствующих совершенствованию государственных и общественных структур, развитию человека;

    3) обеспечительные – обеспечение прав и свобод граждан, законности в обществе, общественного порядка и общественной безопасности, необходимого уровня благосостояния;

    4) организационно-правовые – формирование правовой системы, способствующей реализации всех основных функций государства и решения всех его задач при помощи демократических институтов и механизмов правового государства, а также организационно-функциональных образований.

    Принципы государственного управления – основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе управленческой деятельности и раскрывающие ее сущность.

    Принципы делятся на общие (социально-правовые) и организационные.

    Общие (социально-правовые) принципы:

    • демократизм – народ выступает единственным источником власти; он осуществляет власть как непосредственно, так и через органы исполнительной власти; контроль за деятельностью органов исполнительной власти осуществляется органами законодательной и судебной власти, прокуратуры, а также населением (общественный контроль);

    • законность – деятельность органов исполнительной власти должна строиться на основе точного и неукоснительного соблюдения и исполнения Конституции и законов, соответствия прилагаемых нормативных правовых актов актам высшей юридической силы;

    • объективность – при осуществлении управленческой деятельности необходимо адекватно воспринимать происходящие процессы, устанавливать существующие закономерности и учитывать их при принятии управленческих решений и их реализации;

    • научность – применение научных методов сбора, анализа и хранения информации, учета научных наработок в ходе принятия и реализации управленческих решений;

    • конкретность – осуществление управления должно строиться с учетом конкретных жизненных обстоятельств, т. е. в соответствии с реальным состоянием объекта управления и ресурсом субъекта управления;

    • разделение властей – подразделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную с закреплением за ними в установленном порядке конкретных функций;

    • федерализм – деятельность органов исполнительной власти строится на основе нормативного закрепления разграничения компетенции и предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами РФ;

    • эффективность – достижение целей управленческой деятельности должно осуществляется при минимальных затратах сил, средств и времени.

    Организационные принципы:

    • отраслевой – осуществление управленческой деятельности, организация системы управления строится с учетом общности объекта управления, который образует определенную отрасль (управление промышленностью, транспортом, связью, агропромышленным комплексом, образованием, здравоохранением и т. п.);

    • территориальный – формирование системы управления основывается на территориальной основе (административно-территориальном делении);

    • линейный – тип организации служб и подразделений, осуществляющих исполнительно-распределительную деятельность, при котором руководитель в пределах своей компетенции обладает по отношению к подчиненным всеми правами распорядительства;

    • функциональный – органы и аппараты исполнительной власти осуществляют общие подведомственные функции управления (финансы, статистика, занятость и т. д.);

    • двойного подчинения – сочетание начал централизованного руководства с учетом территориальных условий и состояния объекта управления;

    • сочетание единоначалия и коллегиальности – наиболее важные вопросы, касающиеся основополагающих аспектов управленческой деятельности, принимаются коллегиально, а оперативные, текущие, не требующие коллегиального рассмотрения, решаются единолично.

    1.5. Исполнительная власть: понятие и признаки

    Государственная власть – исходящая от государства возможность и способность оказывать определенное воздействие на поведение людей с помощью определенных средств.

    Разделяют следующие ветви (виды) государственной власти: законодательная; исполнительная и судебная.

    Исполнительная власть – ветвь государственной власти, деятельность по управлению делами государства и общества, осуществляемая системой государственных органов, которые наделены исполнительно-распорядительными полномочиями и подконтрольны органам законодательной и судебной власти.

    Признаки исполнительной власти:

    • является самостоятельной ветвью единой государственной власти;

    • выступает в качестве подзаконной по отношению к представительной (законодательной) власти;

    • осуществляется органами исполнительной власти, которые являются органами государственного управления;

    • обладает предметно-функциональной самостоятельностью;

    • обладает единством, т. е. осуществляется на всей территории Российской Федерации;

    • организуется и осуществляется на началах федерализма при разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Федерации;

    • ее деятельность носит исполнительно-распорядительный характер;

    • носит универсальный характер, т. е. осуществляется постоянно и непрерывно;

    • имеет в своем распоряжении определенные средства (ресурсы) для осуществления принудительных функций.

    1.6. Цели, функции и уровни исполнительной власти

    Цели исполнительной власти:

    1) обеспечение безопасности личности, общества, государства;

    2) создание условий, способствующих благополучию личности, общества, государства;

    3) создание условий для реализации субъектами социальных отношений их прав, свобод, законных интересов;

    4) защита человека от противоправных посягательств. Функции исполнительной власти:

    1) исполнительная (правоприменительная) – исполнение Конституции, федеральных законов и законов субъектов РФ;

    2) правозащитная – функция соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина;

    3) социально-экономическая (обеспечительная) – создание условий для развития хозяйственного строительства, социально-культурного и административно-политического управления;

    4) обеспечения законности и соблюдения конституционного порядка в стране;

    5) регулирующая – осуществление руководства, контроля, координации, планирования, учета, прогнозирования и т. д.;

    6) нормотворческая – осуществление в установленном порядке деятельности по принятию нормативных правовых актов;

    7) охранительная (юрисдикционная) – применение к юридическим и физическим лицам мер государственного (административного) принуждения в случае, если указанными лицами нарушаются нормы законодательства.

    Существуют два уровня исполнительной власти: федеральная исполнительная власть и исполнительная власть субъектов РФ.







     

    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх