• 19.1. Понятие, признаки и принципы административного процесса
  • 19.2. Административно-процессуальные нормы и отношения
  • 19.3. Субъекты административного процесса
  • 19.4. Структура и стадии административного процесса
  • 19.5. Административно-нормотворческий процесс: понятие и черты
  • 19.6. Административно-правонаделительный процесс: понятие, черты, структура
  • 19.7. Административно-юрисдикционный процесс: понятие, черты, структура
  • Тема 19. АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС

    19.1. Понятие, признаки и принципы административного процесса

    Юридический процесс – урегулированная правовыми нормами совокупность последовательных действий, совершаемых для достижения определенного результата; порядок осуществления деятельности следственных, административных и судебных органов.

    Административный процесс – совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность органов и должностных лиц государственного управления по реализации возложенных на них задач и функций.

    Признаки административного процесса:

    • вид юридического процесса, соотносятся как часть и целое;

    • представляет собой разновидность властной деятельности субъектов государственного управления;

    • обеспечивает условия для реализации материальных норм административного права;

    • целью является достижение определенных юридических результатов и разрешение управленческих дел;

    • результаты (как промежуточные, так и окончательные) закрепляются в официальных актах (документах);

    • регламентируется административно-процессуальными нормами, которые в совокупности образуют самостоятельный институт административного права;

    • обладает определенным строением (структурой).

    Принципы административного процесса – основополагающие идеи, общие начала, лежащие в основе административного процесса и раскрывающие его сущность.

    Принцип законности – реализация материальных административно-процессуальных норм должна строиться в точном соответствии с административно-процессуальными нормами.

    Принцип процессуального равенства означает: во-первых, равенство сторон независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, других обстоятельств перед законом; во-вторых, наделение каждой стороны определенным объемом взаимообусловленных прав, обязанностей и ответственности.

    Принцип материальной истины – решение, принятое в рамках административного процесса, которое должно основываться на тщательном изучении всех условий и обстоятельств управленческого дела, а также состязательности в ходе его рассмотрения.

    Принцип доступности выражается в беспрепятственной возможности каждой из сторон участвовать на всех стадиях процесса в соответствии с имеющимся процессуальным статусом.

    Принцип гласности – административный процесс строится на публичных началах, дающих возможность гражданам получить информацию о его ходе и принятых решениях, исключение составляет информация, отнесенная к государственной тайне, а также сведения об интимных сторонах жизни участников процесса.

    Принцип национального языка – процесс ведется на государственном языке Российской Федерации или языке республики – субъекта РФ, автономной области, автономного округа или большинства населения данной местности. Участники процесса, не владеющие языком, на котором он отправляется, обеспечиваются услугами переводчика.

    Принцип быстроты {оперативности) – административный процесс должен отправляться в возможно короткие сроки в рамках, определенных законом.

    Принцип экономичности (малозатратности) – административный процесс должен быть организован таким образом, чтобы свести к минимуму затраты по его отправлению.

    Принцип ответственности органов государственного управления и их должностных лиц за ненадлежащее ведение процесса – органы государственного управления и должностные лица несут установленную законом ответственность за нарушения административно-процессуальных норм, проявленные при этом бюрократизм и волокиту.

    19.2. Административно-процессуальные нормы и отношения

    Административно-процессуальная норма вид административно-правовой нормы, определяющий основания, порядок и условия реализации материальной нормы административного права.

    Административно-процессуальная норма регламентирует порядок деятельности органов и должностных лиц государственного управления (исполнительной власти) по реализации возложенных на них полномочий.

    Особенности административно-процессуальных норм:

    1) являются разновидностью административно-правовых норм;

    2) выполняют служебную, обеспечивающую роль по отношению к материальным административно-правовым нормам;

    3) имеют установленную структуру (строение);

    4) содержатся в определенных источниках;

    5) обеспечиваются принудительной силой государства;

    6) нарушение административно-процессуальных норм влечет за собой привлечение виновных к юридической ответственности.

    По сфере регулирования существуют следующие виды административно-процессуальных норм: регламентирующие общественные отношения в сфере экономики, регламентирующие общественные отношения в административно-политической сфере, регламентирующие общественные отношения в социально-культурной сфере, регламентирующие общественные отношения в сфере межотраслевого управления.

    По объему регулирования: общие и специальные нормы.

    По юридической силе: нормы законов и нормы подзаконных актов.

    По действию во времени: срочные, бессрочные и специальные нормы.

    По действию в пространстве: действующие в пределах Российской Федерации, действующие в пределах региона (федерального округа), действующие на территории субъекта РФ, действующие в пределах муниципального образования, локальные, действующие на территории предприятия, учреждения, организации.

    По кругу лиц: нормы общего действия и специальные нормы.

    По видам производств: нормы, регулирующие производство административного правотворчества, регулирующие производство по делам о поощрениях, регулирующие лицензионно-разрешительное производство, регулирующие производство по делам об административных правонарушениях, регулирующие другие виды административных производств.

    Административно-процессуальные отношения вид правовых отношений, основанных на административно-процессуальных нормах, возникающих в сфере государственного управления, участники которых наделены административно-процессуальными правами и обязанностями.

    Характерные черты административно-процессуальных отношений:

    • носят управленческий, организационный характер;

    • основываются на административно-процессуальных нормах, являются результатом их воздействия на общественные отношения;

    • регулируют деятельность органов государственного управления и их должностных лиц по реализации возложенных на них правомочий;

    • являются вторичным, производным от материальных административно-правовых отношений.

    19.3. Субъекты административного процесса

    Субъекты административного процесса лица, участвующие в управленческом процессе, обладающие административно-процессуальной правосубъектностью.

    Административно-процессуальная правосубъектность – основанная на административно-процессуальных нормах способность лица быть субъектом административного процесса.

    Административно-процессуальная правосубъектность включает в себя административно-процессуальную правоспособность и административно-процессуальную дееспособность.

    Административно-процессуальная правоспособность – способность лица иметь в силу административно-процессуальных норм субъективные права и юридические обязанности.

    Административно-процессуальная дееспособность – способность лица, установленная административно-процессуальными нормами, своими действиями реализовать субъективные права и юридические обязанности в административном процессе.

    Виды субъектов административного процесса:

    1) физические лица (граждане, почетные граждане, лица с двойным гражданством, граждане СНГ (кроме РФ), иностранные граждане, лица без гражданства);

    2) государственные органы, предприятия и учреждения;

    3) государственные служащие;

    4) общественные объединения, негосударственные предприятия и учреждения;

    5) служащие общественных объединений и иных негосударственных формирований.

    Субъекты административного процесса могут выступать в процессе в следующих качествах:

    • субъекта, возбудившего управленческое дело;

    • субъекта, полномочного рассматривать (разрешать) управленческое дело и принимать другие юридически властные решения, определяющие движение административного дела;

    • стороны административного процесса;

    • третьего лица, т. е. лица, заявившего самостоятельное требование на предмет спора;

    • уполномоченного представителя;

    • лица, привлекаемого к административной, дисциплинарной ответственности;

    • лица, защищающего права и интересы других лиц;

    • лица, содействующего отправлению административного процесса.

    19.4. Структура и стадии административного процесса

    Структура и стадии административного процесса – внутреннее строение административного процесса, совокупность образующих его административных производств.

    Элементами структуры административного процесса служат административно-нормотворческий, административно-правонаделитель-ный (оперативно-распорядительный), административно-юрисдикци-онный процессы.

    Стадии административного процесса – относительно самостоятельная часть административного производства, для которой характерны конкретные задачи, состав участников, процессуальное оформление результатов.

    Общие стадии административного процесса:

    • анализ управленческой ситуации;

    • рассмотрение дела и принятие решения;

    • исполнение принятого по делу решения. Черты стадий административного процесса:

    • регламентируются нормами административно-процессуального права;

    • обусловлены логикой всего производства;

    • направлены на решение конкретных задач;

    • характерен определенный круг участников;

    • определенные сроки совершения;

    • соответствующее процессуальное оформление.

    19.5. Административно-нормотворческий процесс: понятие и черты

    Административно-нормотворческий процесс совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность органов исполнительной власти и их должностных лиц по созданию подзаконных нормативных правовых актов в целях создания правовой базы для реализации законов.

    Общие черты административно-нормотворческого процесса:

    • является составным элементом (частью) административного процесса;

    • ему свойствен неюрисдикционный (позитивный) характер;

    • осуществляется в целях создания правовой базы для реализации законов;

    • реализуется ограниченным кругом уполномоченных субъектов;

    • результатом является подзаконный нормативный правовой акт.

    19.6. Административно-правонаделительный процесс: понятие, черты, структура

    Административно-правонаделительный процесс совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность органов исполнительной власти и их должностных лиц по разрешению позитивных управленческих дел.

    Общие черты административно-правонаделительного процесса:

    • является составным элементом (частью) административного процесса;

    • направлен на создание условий для реализации позитивных задач в сфере деятельности исполнительной власти;

    • в ходе административно-правонаделительного процесса разрешаются индивидуально-конкретные управленческие дела;

    • правонаделительную деятельность осуществляет широкий круг уполномоченных субъектов;

    • состоит из административных производств;

    • результатом правонаделительной деятельности является правоприменительный акт.

    Виды производств административно-правонаделительного процесса: производство по предложениям и заявлениям граждан, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций о реализации принадлежащих им прав в сфере управления, лицензионно-разрешительное производство, учетно-регистрационное производство, производство по делам о поощрениях, производство по организационным делам в сфере управления, производство по формированию кадров, административно-договорное производство, производство по приватизации-национализации собственности, другие производства.

    19.7. Административно-юрисдикционный процесс: понятие, черты, структура

    Административно-юрисдикционный процесс совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них юрисдикци-онная деятельность органов исполнительной власти и их должностных лиц по разрешению конфликтов в сфере государственного управления и применению мер административного принуждения.

    Общие черты административно-юрисдикционного процесса:

    • является составным элементом (частью) административного процесса;

    • регламентирует правоприменительную деятельность юрисдикционного характера;

    • направлен на разрешение конфликта (спора) в сфере государственного управления, применения мер административного принуждения;

    • выступает средством реализации охранительной функции административного права;

    • характеризуется множественностью субъектов осуществления;

    • состоит из определенных административных производств;

    • результатом является принятие административно-юрисдикционного акта.

    Виды административно-юрисдикционных производств: производство по жалобам, производство по применению мер административного предупреждения, производство по применению мер административного пресечения, административно-процессуальное производство (по применению мер административно-процессуального обеспечения), дисциплинарное производство, производство по делам об административных правонарушениях.







     

    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх