6. При применении статьи 149 необходимо учитывать следующее...

6. При применении статьи 149 необходимо учитывать следующее.

6.1. С 1 января 2002 года утратил силу подпункт "у" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации «О налоге на добавленную стоимость» в части освобождения от налога лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники (статья 2 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах»).

С 1 января 2002 года утратили силу абзацы 2 и 3 подпункта 1 пункта 2 статьи 149 Кодекса (Федеральный закон от 28.12.2001 N 179-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в статьи 149 и 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»).

С 1 января 2002 года не освобождаются от налога:

– лекарственные средства, включая лекарства-субстанции, в том числе внутриаптечного изготовления, изделия медицинского назначения, включая важнейшие и жизненно необходимые, медицинская техника, не включенная в Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2002 N 19 «Об утверждении перечня важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость»;

– услуги, оказываемые на основе договоров поручения, комиссии или агентских договоров, связанных с реализацией, в том числе на безвозмездной основе, лекарственных средств, включая лекарства-субстанции, изделий медицинского назначения, включая важнейшие и жизненно необходимые, медицинской техники, не включенной в Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2002 N 19.

В связи с отменой с 1 января 2002 г. освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники, предусмотренных подпунктом "у" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации «О налоге на добавленную стоимость» и введением с 1 января 2002 года 10 процентной ставки налога по лекарственным средствам, изделиям медицинского назначения (Федеральный закон от 28.12.2001 N 179-ФЗ), а также введения 20 процентной ставки налога по медицинской технике, не включенной в Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2002 N 19, применяется следующий порядок налогообложения.

Согласно разъяснениям, изложенным в письме МНС России от 08.01.2002 N ШС-6-03/6@ «О применении НДС на медицинскую продукцию, периодическую печатную и книжную продукцию» освобождение от налогообложения распространяется на отгруженные лекарственные средства, изделия медицинского назначения, медицинскую технику (не включенную в вышеуказанный Перечень) в период действия вышеуказанного подпункта закона (до 31 декабря 2001 г. включительно), вне зависимости от даты их оплаты. При этом счета – фактуры выставляются без налога на добавленную стоимость.

Согласно разъяснениям, изложенным в письме МНС России от 28.01.2002 N ВГ-6-03/99 «Разъяснение об исчислении НДС на медицинскую продукцию, периодическую печатную и книжную продукцию» по лекарственным средствам, изделиям медицинского назначения, медицинской техники (не включенной в вышеуказанный Перечень), оплаченным полностью в период действия вышеуказанного подпункта закона (до 31 декабря 2001г. включительно), и отгруженным начиная с 1 января 2002 года, счета-фактуры выставляются без НДС.

Вместе с тем, пунктом 4 статьи 1 Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ, вступившего в действие с 1 июля 2002 года, внесено дополнение в статью 149 Кодекса, в соответствии с которым при отмене освобождения от налогообложения или отнесении налогооблагаемых операций к операциям, не подлежащим налогообложению налогоплательщиками применяется тот порядок определения налоговой базы (или освобождения от налогообложения), который действовал на дату отгрузки товаров (работ, услуг) вне зависимости от даты их оплаты.

Этот порядок налогообложения с 1 июля 2002 года должен применятся и при отгрузке с 1 июля 2002 года лекарственных средств, изделий медицинского назначения, медицинской техники (не включенной в вышеуказанный Перечень), оплаченных полностью до 31 декабря 2001г.

В связи с этим, при отгрузке вышеназванных медицинских товаров с 1 июля 2002 года (включительно) налог на добавленную стоимость взимается в общеустановленном порядке, вне зависимости от даты их оплаты.

Указанный в настоящем пункте порядок налогообложения распространяется на посредников (в соответствии со статьей 156 Кодекса), реализующих такой товар.

6.2. К операциям по реализации продукции средств массовой информации, которые освобождались от налогообложения в соответствии с подпунктом 21 пункта 3 статьи 149 Кодекса с 1 января 2001 года по 31 декабря 2001 года, относятся в том числе операции по размещению информационных сообщений в периодических печатных изданиях нерекламного и неэротического характера (статья 2 Федерального закона от 28.12.2001 N 179-ФЗ).

С 1 января 2002 года утратил силу подпункт "э" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации «О налоге на добавленную стоимость» (статья 2 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ), а также подпункты 17 и 21 пункта 3 статьи 149 Кодекса (статья 16 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ).

В связи с отменой с 1 января 2002 г. освобождения от налога товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктом "э" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации «О налоге на добавленную стоимость» и подпунктами 17 и 21 пункта 3 статьи 149 Кодекса, и введением с 1 января 2002 года 10 процентной ставки налога по товарам (работам, услугам), перечисленным в подпункте 3 пункта 2 статьи 164 Кодекса (Федеральный закон от 28.12.2001 N 179-ФЗ), а также введения 20 процентной ставки налога по товарам (работам, услугам), не включенным в подпункт 3 пункта 2 статьи 164 Кодекса, применяется следующий порядок налогообложения.

Согласно разъяснениям, изложенным в письме МНС России от 08.01.2002 N ШС-6-03/6@, освобождение от налогообложения распространяется на отгруженные товары (работы, услуги), перечисленные в подпункте "э" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации «О налоге на добавленную стоимость» и в подпунктах 17 и 21 пункта 3 статьи 149 Кодекса, в период действия вышеуказанных подпунктов закона и Кодекса (до 31 декабря 2001 г. включительно), вне зависимости от даты их оплаты. При этом счета – фактуры выставляются без налога.

Согласно разъяснениям, изложенным в письме МНС России от 28.01.2002 N ВГ-6-03/99 по товарам (работам, услугам), перечисленным в подпункте "э" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации «О налоге на добавленную стоимость» и в подпунктах 17 и 21 пункта 3 статьи 149 Кодекса, оплаченным полностью в период действия вышеуказанных подпунктов закона и Кодекса (до 31 декабря 2001г. включительно), и отгруженным начиная с 1 января 2002 года, счета-фактуры выставляются без налога.

Вместе с тем, пунктом 4 статьи 1 Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ, вступившего в действие с 1 июля 2002 года, внесено дополнение в статью 149 Кодекса, в соответствии с которым при отмене освобождения от налогообложения или отнесении налогооблагаемых операций к операциям, не подлежащим налогообложению налогоплательщиками применяется тот порядок определения налоговой базы (или освобождения от налогообложения), который действовал на дату отгрузки товаров (работ, услуг) вне зависимости от даты их оплаты.

Этот порядок налогообложения с 1 июля 2002 года должен применятся и при отгрузке с 1 июля 2002 года товаров (работ, услуг), перечисленных в подпункте "э" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации «О налоге на добавленную стоимость» и в подпунктах 17 и 21 пункта 3 статьи 149 Кодекса, оплаченных полностью до 31 декабря 2001г.

В связи с этим, при отгрузке вышеназванных товаров (работ, услуг), с 1 июля 2002 года (включительно) налог на добавленную стоимость взимается в общеустановленном порядке, вне зависимости от даты их оплаты.

Аналогичный порядок применяется в отношении периодических печатных изданий, подписка на которые оплачена полностью до 31.12.2001 включительно и распространяемых в 2002 году.

6.3. На основании статей 2 и 3 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ с 1 января 2002 года утратил силу подпункт «я.1» пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации «О налоге на добавленную стоимость» и вводится в действие подпункт 15 пункта 2 статьи 149 Кодекса в части освобождения от налогообложения ремонтно – реставрационных работ, выполняемых на памятниках истории и культуры.

Указанное освобождение от налога на основании пункта 6 статьи 149 Кодекса и в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» распространяется на указанные выше работы при наличии у налогоплательщиков, выполняющих эти работы, лицензии на право осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).

6.4. Порядок освобождения от налогообложения с 1 января 2001 года не изменился по операциям, связанным с оказанием услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, указанных в подпункте 3 пункта 2.

Под государственными и муниципальными учреждениями социальной защиты, оказывающими услуги по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, необходимость ухода за которыми подтверждена соответствующими заключениями органов здравоохранения и органов социальной защиты населения, понимаются организации, созданные в установленном порядке для осуществления функций некоммерческого характера и финансируемые из бюджета полностью или частично.

При оказании услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми иными организациями, а также индивидуальными предпринимателями освобождение от налога не предоставляется.

6.5. Порядок освобождения от налогообложения с 1 января 2001 года не изменился по операциям, связанным с оказанием услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях, указанных в подпункте 4 пункта 2 статьи 149 Кодекса.

При оказании услуг по содержанию детей обособленными или структурными подразделениями (созданными по типу дошкольных учреждений) организаций, не являющихся непосредственно дошкольными некоммерческими учреждениями, налог не взимается, при наличии у таких организаций соответствующего кода ОКОНХ, а также Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), вводимого с 1 января 2003 года на основании Постановления Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст "О принятии и введении в действие ОКВЭД.

При оказании услуг по содержанию детей индивидуальными предпринимателями освобождение от налога не предоставляется.

6.6. Порядок освобождения от налогообложения с 1 января 2001 года не изменился по операциям, связанным с оказанием услуг по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях, студиях, указанных в подпункте 4 пункта 2 статьи 149 Кодекса.

Под освобождаемыми от налога услугами по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях следует понимать услуги по проведению занятий образовательными, спортивными организациями, организациями культуры и искусства, общественными организациями и иными организациями любой формы собственности и ведомственной принадлежности, а также индивидуальными предпринимателями.

В случае проведения занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях образовательными учреждениями, организациями, имеющими образовательные подразделения, осуществляющие профессиональную подготовку, и общественными организациями освобождение от налога для таких организаций предоставляется при наличии лицензии, полученной на основании Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании».

6.7. Порядок освобождения от налогообложения с 1 января 2001 года не изменился по операциям, связанным с оказанием услуг по перевозке пассажиров, предусмотренных подпунктом 7 пункта 2 статьи 149 Кодекса.

К таким услугам относятся перевозки пассажиров:

– городским пассажирским транспортом общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного). В целях статьи 149 Кодекса к услугам по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования относятся услуги по перевозке пассажиров по единым условиям перевозок пассажиров по единым тарифам за проезд, установленным органами местного самоуправления, в том числе с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке;

– морским, речным, железнодорожным или автомобильным транспортом (за исключением такси, в том числе маршрутного) в пригородном сообщении при условии осуществления перевозок пассажиров по единым тарифам с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке.

В соответствии с п. 6 статьи 149 ч. II НК освобождение от налогообложения налогом услуг по перевозке пассажиров распространяется на организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 784 ГК РФ общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами.

Согласно Уставу автомобильного транспорта, утвержденному Постановлением СМ РСФСР от 08.01.69 N 12, к пригородным перевозкам относятся перевозки, осуществляемые за пределы черты города (другого населенного пункта) на расстояние до 50 километров включительно.

Таким образом, не подлежат налогообложению налогом услуги непосредственно по перевозкам пассажиров только у автотранспортных предприятий, на которые согласно вышеназванному Уставу возлагается осуществление перевозок пассажиров.

Что касается услуг организаций, оказывающих услуги транспортным организациям, занимающимся перевозками пассажиров, включая услугу по продаже билетов пассажирам, то они облагаются налогом в общеустановленном порядке, как дополнительная платная посредническая услуга.

Освобождение от налогообложения распространяется на пароходства при условии соблюдения ими единых условий перевозок пассажиров (в том числе по единым тарифам), предусмотренных и утвержденных в установленном порядке в соответствии с Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации, принятым 07.03.2001 N 24-ФЗ.

6.8. Порядок освобождения от налогообложения с 1 января 2001 года не изменился по операциям, связанным с оказанием услуг без взимания дополнительной платы, по ремонту и техническому обслуживанию товаров и бытовых приборов, в том числе медицинских товаров, в период гарантийного срока их эксплуатации, включая стоимость запасных частей для них и деталей к ним, предусмотренных подпунктом 13 пункта 2 статьи 149 Кодекса.

Не включаются в налоговую базу средства, полученные от организаций – изготовителей (в т.ч. нерезидентов) для ремонта и технического обслуживания технически сложных товаров в период гарантийного срока их эксплуатации.

Услуги по текущему ремонту указанных товаров, стоимость которых оплачивается потребителем, в полном объеме облагаются налогом.

6.9. Порядок освобождения от налогообложения с 1 января 2001 года не изменился по операциям, связанным с оказанием услуг уполномоченными на то органами, за которые взимается государственная пошлина, все виды лицензионных, регистрационных и патентных пошлин и сборов, а также пошлин и сборов, взимаемых государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами при предоставлении организациям и физическим лицам определенных прав, указанных в подпункте 17 пункта 2 статьи 149 Кодекса.

При применении указанного подпункта следует учитывать, что не возникает обязанности по уплате налога в связи с совершением нотариальных действий, за которые взимается государственными нотариальными конторами государственная пошлина, и частными нотариусами плата, соответствующая размеру государственной пошлины в соответствии со статьями 22 и 35 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года N 4462-1.

При применении указанного подпункта также следует учитывать, что не подлежат налогообложению услуги, оказываемые уполномоченными на то органами при предоставлении организациям и физическим лицам определенных прав (в том числе лесные подати, арендная плата за пользование лесным фондом и другие платежи в бюджеты за право пользования природными ресурсами, включая земельные участки)

6.10. Порядок освобождения от налогообложения с 1 января 2001 года не изменился по операциям, связанным с выполнением (оказанием) работ (услуг) по производству кинопродукции, выполняемых (оказываемых) организациями кинематографии, прав на использование (включая прокат и показ) кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма, указанных в подпункте 21 пункта 2 статьи 149 Кодекса.

При применении этого порядка от налога освобождаются работы (услуги) по производству кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма. На основании статьи 3 Федерального закона от 22 августа 1996 года N 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» под кинопродукцией понимается фильм, исходные материалы фильма, кинолетопись, исходные материалы кинолетописи, тираж фильма или часть тиража фильма.

На основании статей 3 и 15 Федерального закона от 22 августа 1996 года N 126-ФЗ организацией кинематографии является организация независимо от организационно – правовой формы и формы собственности, основными видами деятельности которой являются производство фильма; производство кинолетописи; тиражирование фильма; прокат фильма; показ фильма; восстановление фильма; техническое обслуживание кинозала; изготовление киноматериалов; изготовление кинооборудования; выполнение работ и оказание услуг по производству фильма, кинолетописи (прокат кинооборудования, аренда павильонов, кинокомплексов, пошив костюмов, строительство декораций, изготовление грима, пастижерских изделий, реквизита, игровой техники, специальных эффектов, обработка пленки, звуковое оформление фильма и иное); образовательная, научная, исследовательская, издательская, рекламно – пропагандистская деятельность в области кинематографии; хранение фильма; хранение исходных материалов кинолетописи. В Классификаторе отраслей народного хозяйства организации кинематографии относятся к отрасли «культура и искусство» (код 93000) с присвоением им в установленном порядке подкода «кинематография».

К работам и услугам по производству кинопродукции, освобождаемым от налога, относятся работы и услуги перечисленных выше организаций кинематографии: по предоставлению на прокат кинооборудования и в аренду павильонов и кинокомплексов; по пошиву костюмов; по строительству декораций; по изготовлению грима, пастижерских изделий, реквизита, игровой техники, специальных эффектов; по обработке пленки; по звуковому оформлению фильма, а также иные работы и услуги, организаций кинематографии, включенные в смету на производство кинопродукции.

Работы (услуги) по производству такой кинопродукции не освобождаются от налога при их выполнении иными организациями и индивидуальными предпринимателями.

При реализации (уступке, переуступке) прав на использование (включая прокат и показ) кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма, от налога освобождаются организации любой формы собственности и ведомственной принадлежности (в том числе организации кинематографии) и индивидуальные предприниматели.

6.11. Порядок освобождения от налогообложения с 1 января 2001 года не изменился по операциям, связанным с оказанием услуг страховых организаций по страхованию, сострахованию и перестрахованию, предусмотренных подпунктом 7 пункта 3 статьи 149 Кодекса. Также не подлежат обложению налогом доходы страховщиков от размещения страховых резервов при условии их получения от осуществления операций, предусмотренных статьей 149 Кодекса.

У страхователя не включаются в налоговую базу:

– суммы страхового возмещения, полученные страхователем при наступлении страхового случая, предусмотренного договором страхования, за исключением страхового возмещения, полученного страхователем при страховании предпринимательского риска (риска несвоевременной оплаты товаров (работ, услуг), несвоевременной отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг);

– средства, полученные страхователем из резерва предупредительных мероприятий, на основе договора, заключенного между страховщиком и страхователем, если их получение не связано с расчетами по оплате товаров, работ, услуг.

6.12. Порядок освобождения от налогообложения с 1 января 2001 года не изменился по операциям по проведению лотерей, по организации тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов) организациями игорного бизнеса, предусмотренных подпунктом 8 пункта 3 статьи 149 Кодекса.

При применении указанного подпункта следует иметь в виду, что освобождение от налога распространяется только на доходы игорных заведений в виде выигрышей и платы за проведение азартных игр.

При осуществлении игорными заведениями других видов деятельности, связанных с реализацией товаров (работ, услуг), не освобожденных от налога, объектом обложения будут являться обороты по реализации таких товаров (работ, услуг).

При осуществлении деятельности, указанной в данном подпункте, индивидуальными предпринимателями освобождение от налога не предоставляется.

6.13. Порядок освобождения от налогообложения с 1 января 2001 года не изменился по операциям, связанным с оказанием услуг членами коллегий адвокатов, указанных в подпункте 14 пункта 3 статьи 149 Кодекса.

При применении указанного подпункта следует учитывать, что освобождение от налогообложения распространяется на услуги, оказание которых членами коллегий адвокатов регламентировано специальными законодательными актами (в частности, Законом РСФСР от 20 ноября 1980 года «Об утверждении положения об адвокатуре РСФСР»).

На основании указанной нормы не облагаются налогом услуги членов коллегии адвокатов по оказанию юридической помощи как в юридических консультациях, специально созданных коллегиями адвокатов, так и в других организациях.

Оказание юридических услуг лицами, не являющимися членами коллегии адвокатов и осуществляющими деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, облагается налогом в общеустановленном порядке.

В связи с вступлением в действие Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ от налога освобождаются услуги членов коллегий адвокатов, а также оказание услуг коллегиями адвокатов (их учреждениями) членам этих коллегий в связи с осуществлением ими профессиональной деятельности. При применении данного освобождения от налогообложения следует учитывать положения пункта 8 статьи 149 Кодекса.

Указанное освобождение согласно статье 16 Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2002 г.

6.14. Порядок освобождения от налогообложения с 1 января 2001 года не изменился по операциям, связанным с выполнением научно – исследовательских и опытно – конструкторских работ, указанных в подпункте 16 пункта 3 статьи 149 Кодекса.

При выполнении научно – исследовательских и опытно – конструкторских работ организациями любой формы собственности и ведомственной принадлежности и индивидуальными предпринимателями за счет средств бюджетов, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций от уплаты налога освобождаются как основные исполнители, занятые выполнением указанных работ, так и их соисполнители.

Основанием для освобождения научно – исследовательских и опытно – конструкторских работ, выполняемых за счет федерального бюджета, является договор на выполнение работ с указанием источника финансирования, а также письменное уведомление заказчика, которому выделены средства непосредственно из федерального бюджета, в адрес исполнителей и соисполнителей, о выделенных ему целевых бюджетных средствах для оплаты вышеуказанных работ. В случае, если средства для оплаты научно – исследовательских и опытно – конструкторских работ выделены из бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, основанием является справка финансового органа об открытии финансирования этих работ за счет соответствующих бюджетов.

При выполнении научно – исследовательских и опытно – конструкторских работ за счет средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством Российской Федерации внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций, основанием для освобождения этих работ является договор на выполнение работ с указанием источника финансирования.

Под внебюджетными фондами министерств, ведомств, ассоциаций понимаются внебюджетные фонды федеральных органов исполнительной власти и коммерческих организаций (зарегистрированные Министерством науки и технологии Российской Федерации), созданные для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок, в порядке, определенном Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1999 г. N 1156 «Об утверждении порядка образования и использования внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти и коммерческих организаций для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок».

При выполнении научно – исследовательских и опытно – конструкторских работ учреждениями образования и науки на основе хозяйственных договоров от уплаты налога освобождаются как головные организации, являющиеся учреждениями образования и науки, занятые выполнением указанных работ, так и их соисполнители, в случае, если они также являются учреждениями образования и науки.

Под учреждением образования, выполняющим освобожденные от налога научно – исследовательские и опытно – конструкторские работы, понимается организация любой формы собственности и ведомственной принадлежности, осуществляющая образовательный процесс на основании лицензии, полученной в соответствии с Законом Российской Федерации от 10.07.92 N 3266-1 «Об образовании».

Под учреждением науки, выполняющим освобожденные от налога научно – исследовательские и опытно – конструкторские работы, понимается организация любой формы собственности и ведомственной принадлежности, осуществляющая в качестве основной научную и (или) научно – техническую деятельность, подготовку научных работников и действующая в соответствии с учредительными документами научной организации, при наличии в уставе ученого (научного, технического, научно – технического) совета в качестве одного из органов управления. При этом объем научной и (или) научно – технической деятельности должен составлять не менее 70 процентов общего объема выполняемых указанной организацией работ. Иные организации и индивидуальные предприниматели, выполняющие научно – исследовательские и опытно – конструкторские работы на основе хозяйственных договоров, от налога не освобождаются.

6.15. При применении подпункта 18 пункта 3 статьи 149 Кодекса необходимо иметь в виду следующее.

6.15.1. При реализации путевок (курсовок) в санаторно-курортные, оздоровительные организации и организации отдыха до 1 июля 2002 года освобождение от налогообложения предоставлялось в случае одновременного выполнения следующих условий:

а) путевка или курсовка оформлена по форме, утвержденной Приказом Минфина России от 10.12.1999 N 90н «Об утверждении бланков строгой отчетности» как бланк строгой отчетности. При этом формы путевок в санаторно – курортные организации (учреждения), путевок в детские оздоровительные учреждения (по форме N 1), путевок в оздоровительные учреждения (по форме N 2), курсовок в оздоровительные учреждения (по форме N 3), приведены в приложении к названному Приказу Минфина России;

б) санаторно-курортная, оздоровительная организация или организация отдыха, в которые реализуются путевки или курсовки, расположены на территории Российской Федерации;

в) санаторно – курортной и оздоровительной организацией и организацией отдыха, расположенной на территории Российской Федерации, является организация любой формы собственности и ведомственной принадлежности, осуществляющая деятельность по оказанию санаторно – курортных, оздоровительных услуг и услуг отдыха на территории Российской Федерации.

При оказании платных услуг непосредственно населению на основании пункта 7 статьи 168 Кодекса оформляются расчетные документы и выдаются покупателю (физическому лицу) кассовый чек или иной документ установленной формы.

Формы путевок в соответствии с пунктом 1 Перечня отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно – кассовых машин, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1993 N 745 и приказом Минфина России от 10.12.1999 N 90н, является документом строгой отчетности, приравненной к чеку ККМ, с обязательным заполнением всех реквизитов, указанных в упомянутых выше формах.

В связи с этим под реализацией данных путевок, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности, понимается выдача путевок (расчетных документов) физическим лицам, указанным в путевке, приобретающим за наличный расчет санаторно-курортные, оздоровительные услуги или услуги отдыха, оказываемые санаторно – курортными, оздоровительными организациями и организациями отдыха, расположенными на территории Российской Федерации (поименованными в путевке).

Реализация санаторно – курортных, оздоровительных услуг или услуг отдыха санаторно – курортной, оздоровительной организацией или организацией отдыха без выдачи покупателю вышеуказанной путевки (курсовки) (бланка строгой отчетности) облагается налогом в общеустановленном порядке.

6.15.2. В связи с вступлением в действие Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ от налога освобождается реализация услуг санаторно-курортных и оздоровительных организаций и организаций отдыха, расположенных на территории Российской Федерации, оформленных путевками или курсовками, являющимися бланками строгой отчетности.

При применении данного освобождения от налогообложения следует учитывать, что оформление услуг санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха путевками (курсовками), являющимися бланками строгой отчетности, должно производиться в целях осуществления наличных расчетов с физическим лицом (указанным в путевке или курсовке), в стоимость которой включены санаторно-курортные, оздоровительные услуги или услуги отдыха, оказываемые санаторно – курортными, оздоровительными организациями или организациями отдыха, расположенными на территории Российской Федерации (поименованными в путевке или курсовке).

6.15.3. Указанный в пунктах 6.15.1 и 6.15.2 порядок освобождения от налогообложения распространяется на услуги санаторно-курортных организаций и организаций отдыха, включенные в стоимость путевки или курсовки, при выдаче физическому лицу путевки (курсовки), соответствующей форме, указанной в пункте 6.15.1, со всеми заполненными реквизитами, в случае получения этими санаторно – курортными, оздоровительными организациями и организациями отдыха оплаты в безналичном порядке от организации, осуществляющей полное или частичное финансирование данных услуг за это физическое лицо. При заполнении строки «Стоимость путевки или стоимость курсовки» (на путевке или курсовке и на отрывном или обратном талоне к путевке или к курсовке) в данном случае следует указать полную стоимость указанных выше услуг, оформленных путевкой или курсовкой и организацию, осуществляющую полное или частичное финансирование данных услуг за это физическое лицо.

6.15.4. Не подлежит налогообложению реализация санаторно-курортных, оздоровительных услуг и услуг отдыха, оформленных путевками (курсовками), являющимися бланками строгой отчетности, санаторно-курортными, оздоровительными организациями или организациями отдыха через посреднические организации (индивидуальных предпринимателей, осуществляющих посредническую деятельность). При этом агентские и иные посреднические услуги по реализации санаторно – курортных, оздоровительных услуг и услуг отдыха в санаторно – курортные, оздоровительные организации или организации отдыха, в том числе оформленные путевками (курсовками), являющимися бланками строгой отчетности, облагаются налогом в общеустановленном порядке в соответствии с пунктом 7 статьи 149 и статьей 156 Кодекса.

6.16. При применении с 1 января 2002 года абзаца второго подпункта 1 пункта 2 статьи 149 Кодекса необходимо иметь в виду следующее.

В соответствии с указанной нормой не подлежит налогообложению реализация (а также передача для собственных нужд) важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, перечисленной под кодовыми обозначениями, включенными в Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость (далее-Перечень), утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2002 N 19, при наличии регистрационных удостоверений, выданных Минздравом России в установленном порядке (вне зависимости от наличия регистрационных удостоверений Минздрава России в качестве изделий медицинского назначения). Приведенные в названном перечне общие группы Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93 (ОКП), имеющие нулевое окончание, включают все изделия, входящие в соответствующие группировки ОКП. Данное постановление действует с 31 января 2002 года.

Товары, перечисленные под кодовым обозначением 940000 «Медицинская техника» Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93 и не включенные в Перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2002 N 19, подлежат налогообложению по ставке 20 процентов вне зависимости от наличия регистрационных удостоверений Минздрава России в качестве изделий медицинского назначения.

Руководствуясь Перечнем, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2002 N 19, следует принимать во внимание, что оправы очковые (код А-ОКП-944265), линзы для коррекции зрения (код ОКП 948000) освобождаются от налога в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 Кодекса по Перечню линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных), реализация которых не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2001 N 240.

При реализации шприцев медицинских (код ОКП 943280), а также очков и масок защитных (код А-ОКП-944266), очков солнцезащитных (код ОКП 944201) применяется налоговая ставка в размере 20 процентов.

Не подлежит налогообложению реализация на территории Российской Федерации зарубежной важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, ввоз которой на таможенную территорию Российской Федерации не облагается налогом.

С 1 января 2002 года по 31 января 2002 года реализация отечественной и зарубежной медицинской техники, включая важнейшую и жизненно необходимую, облагается налогом по ставке 20 процентов, за исключением случаев, предусмотренных в пункте 6.1.

Указанный порядок налогообложения (в январе 2002 года), а также освобождения от налога (с 1 февраля 2002 года) важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники распространяется на лиц, указанных в статье 143 Кодекса, включая посредников (на основании статьи 156 Кодекса), реализующих такой товар.

6.17. При применении подпункта 24 пункта 2 статьи 149 Кодекса необходимо иметь в виду следующее.

6.17.1. Порядок освобождения от налогообложения не изменился с 1 января 2001 года по операциям, связанным с оказанием услуг аптечных организаций по изготовлению лекарственных средств, а также по изготовлению или ремонту очковой оптики (за исключением солнцезащитной), по ремонту слуховых аппаратов и протезно-ортопедических изделий (перечисленных в Перечне технических средств, используемых исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов, реализация которых не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2000 N 998 с учетом изменений и дополнений, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.05.2001 N 357), и включенным в подпункт 24 пункта 2 статьи 149 Кодекса (до вступления в силу Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ упомянутые выше услуги были включены в подпункт 2 пункта 2 статьи 149 Кодекса).

Освобождение от налогообложения при оказании услуг по ремонту протезно-ортопедических изделий предоставляется на основании пункта 6 статьи 149 Кодекса при наличии лицензии, выданной в соответствии с Положением о лицензировании деятельности по оказанию протезно – ортопедической помощи, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2002 N 309.

При освобождении от налогообложения услуг аптечных организаций по изготовлению лекарственных средств следует иметь в виду, что у этих организаций должна быть лицензия и они оказываются на основании договоров с юридическими лицами (в частности, с больницами) на изготовление (внутриаптечное изготовление) лекарственных средств из сырья заказчика.

6.17.2. В соответствии с подпунктом 24 пункта 2 и пунктом 6 статьи 149 Кодекса от налогообложения освобождены услуги по оказанию протезно-ортопедической помощи при наличии соответствующей лицензии (облагаемые налогом на добавленную стоимость до введения в действие Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ).

В соответствии с Положением о лицензировании деятельности по оказанию протезно – ортопедической помощи, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2002 г. N 309 к услугам по оказанию протезно – ортопедической помощи относятся следующие услуги:

– техническое обслуживание протезно – ортопедических изделий;

– диагностика функциональных нарушений, состояния анатомических дефектов и реабилитационного потенциала у лиц, нуждающихся в протезно – ортопедической помощи, с целью определения объема, вида и характера указанной помощи;

– осуществление специальных мероприятий по подготовке к протезированию (ортезированию), подгонке и пользованию протезно – ортопедическими изделиями.

Оказание перечисленных выше услуг налогоплательщиками (организациями и индивидуальными предпринимателями), освобождается от налогообложения при наличии лицензии, выданной в соответствии с порядком, изложенным в вышеуказанном Положении.

При применении такого освобождения от налогообложения следует учитывать пункт 8 статьи 149 Кодекса.

Указанное освобождение от налогообложения услуг по оказанию протезно– ортопедической помощи на основании статьи 16 Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2002 г. В связи с этим, если с покупателем произведен соответствующий перерасчет, предусматривающий возврат суммы налога, полученного при оказании услуги (или поступлении предоплаты), то по итогам указанных перерасчетов с покупателем производятся в установленном порядке перерасчеты с бюджетом.

6.18. При применении подпункта 11 пункта 2 статьи 149 Кодекса следует иметь в виду, что в соответствии с Законом Российской Федерации от 09.10.92 N 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле»:

а) монетами из драгоценных металлов, являющимися валютой Российской Федерации, признаются находящиеся в обращении, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену рубли в виде банковских билетов (банкнот) Центрального банка Российской Федерации и монеты;

б) монетами из драгоценных металлов, являющимися валютой иностранного государства, являются денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монет, находящихся в обращении и являющихся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки.







 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх