• 2.1. Минимальная заработная плата
  • 2.2. Определение размера и условий оплаты труда в государственном секторе в Великобритании
  • 2.3. Системы оплаты труда различных категорий работников
  • 2.4. Системы стимулирования труда
  • Глава 2. Общая характеристика оплаты труда в Великобритании

    2.1. Минимальная заработная плата



    В Великобритании общенациональный минимум заработной платы не устанавливается. Величина минимальной заработной платы устанавливается при заключении отраслевого коллективного соглашения между профсоюзами и работодателями. В Великобритании и в ряде развивающихся стран, которые ранее входили в Британское содружество наций вопрос о размере минимальной оплаты труда решается специальными советами по заработной плате (wage councils), которые создаются по отраслевому принципу. Таких советов может быть множество. Например, в настоящее время в Великобритании их не менее 60. Хотя эти советы создаются на паритетных началах представителями профсоюзов и работодателей, важное место в них занимает независимый член, роль которого в процессе принятия решений в разных странах различна[18] . Чаще всего им является представитель общественности, не связанный непосредственно ни с одной их договаривающихся сторон.

    В Великобритании независимый член совета не обладает правом вносить свои предложения, но поскольку его голос решающий в момент голосования, обе стороны вынуждены идти на уступки, чтобы предложения противной стороны на прошли в полном объеме. При этой системе установления минимального размера заработной платы, для того, чтобы решение вступило в силу, требуется подпись одного из государственных чиновников, чаще всего министра труда. Но, как правило, министр автоматически подписывает принятое решение.

    В Великобритании профсоюз работников общественного обслуживания ЮНИСОН в течение длительного времени проводит кампании по вопросам низкой оплаты труда и минимальной заработной платы. При этом в целях определения меры «прожиточной заработной платы» он использует информацию, предоставляемую независимыми исследователями из Группы Семейного Бюджета. Другими словами – определения не низкой оплаты по отношению к заработкам в остальной части экономики, а меры того, что нужно людям заработать для обеспечения себе “базового уровня жизни“, характеризуемого этой группой как “низкорасходный, но приемлемый“. Эта мера соответственно изменяется по отношению к несемейным людям, одиноким родителям или семейным парам с детьми, и т.д.

    В 2004 году Группа Семейного Бюджета предложила национальные цифры 5 фунтов 69 пенсов в час для одинокого человека и 7 фунтов 74 пенса в час для одного работающего с партнером (мужем, женой) и двумя детьми. Эти цифры должны были бы обеспечить “базовый уровень жизни“ без связанных с работой дополнительных пособий. Цифра 7 фунтов 74 пенса представляла собой 75% от средней национальной заработной платы.

    Остро стоят и вопросы дифференциации заработной платы. Комиссией по вопросам оплаты труда в органах местного управления Великобритании, созданной для изучения структуры оплаты труда в этом секторе, в отчете 2004 года говорится, что внутри органов местного управления отмечается наличие большей компрессии заработной платы, чем в некоторых других секторах. Это относится к разрыву между заработками в верхней и нижней частях профессиональной иерархии.

    Соглашение с органами местного управления является, наряду с соглашением о заработной плате в Национальном здравоохранении (в рамках Программы перемен), подтверждением того, что это – один из немногих секторов, где все еще ведутся национальные отраслевые коллективные переговоры в Великобритании. В большинстве других отраслей стали нормой коллективные переговоры на уровне компаний, решающие проблемы неравенства в распределении заработной платы.

    На деле в Великобритании закрепленная в законе минимальная заработная плата, как представляется, действует в большей мере как низшая ставка, которая подталкивает вверх минимальные ставки заработной платы, согласованные в коллективных договорах и соглашениях, в связи с тем, что профсоюзы настаивают, чтобы самые низкие размеры заработной платы по их коллективным договорам и соглашениям оставались на определенный процент выше закрепленного в законе минимума заработной платы.

    В рамках требований профсоюзов по вопросам заработной платы в 2002-2003 годах ставился вопрос о ее повышении на 6%, а также о конкретной сумме ее минимального увеличения на 1750 фунтов стерлингов (на 90 пенсов в час для работающих по 37 часов в неделю) как дополнительной помощи для низкооплачиваемых работников.

    Профсоюзы организовали национальную забастовку в поддержку этих требований и, в конце концов, добились общего повышения заработной платы до 52 пенсов в час для тех, кто получал заработную плату в соответствии с самым низким разрядом (по пункту 4) тарифной схемы, что означало рост почти на 11% за два года. Те, кто относился к пунктам 6 и выше по тарифной схеме, получили повышение на 6%.

    В результате заключения соглашения минимальная заработная плата составила 5 фунтов стерлингов в час для работников, относящихся к пункту 4 тарифной схемы, что с 1 апреля 2002 года составило ее рост на 4,1%, а для других с 1 апреля до 30 сентября 2002 года – 3%; дополнительные 2% для работников, подпадающих под пункты 4 и 5 тарифной схемы, – с 1 октября 2002 года; еще 1% добавки – для работников пунктов 6 и выше тарифной схемы; повышение на 3.5% для всех наемных работников с 1 апреля 2003 года; а также дополнительное повышение заработной платы на 1 % для тех, кто получал ее на основании пунктов 4 и 5 тарифной схемы.

    Совместное требование о национальной заработной плате, выдвинутое профсоюзами PCS и «Prospect», было нацелено на ликвидацию различий в заработной плате между правительственными департаментами и на установление новых минимальных размеров заработной платы для всей государственной службы. Распад национальной схемы коллективных переговоров в государственной службе создал около 200 колдоговорных групп и привел к существенным различиям в заработной плате людей, по существу выполняющих одинаковую работу, но в разных департаментах.

    Минимальные ставки заработной платы для работников с наиболее низкими разрядами варьируются от 8834 до 13715 фунтов стерлингов в год. Совместное требование о повышении заработной платы предполагало минимальную ставку в размере 14000 фунтов стерлингов в год.

    Самый большой департамент государственной службы Великобритании – Департамент по вопросам работы и пенсий, где заняты более 100 000 человек. Последнее трехгодичное соглашение о заработной плате включало гарантии твердых ставок для того, чтобы подкрепить общее процентное повышение заработной платы. Это означало, что работникам с самой низкой заработной платой было гарантировано повышение в сумме 1850 фунтов стерлингов к их годовой заработной плате в течение трех лет. Это было достигнуто после длительной кампании, включая забастовочные действия.

    В 2006 году минимальный размер оплаты труда в Великобритании составлял 5 фунтов 35 пенсов для взрослых, 4 фунта 45 пенсов для молодежи в возрасте от 18 до 21 года и 3 фунта 30 пенсов для подростков 16 – 18 лет. Уровень минимальной заработной платы в Великобритании является достаточно высоким, например, по сравнению с США, где сейчас он составляет примерно 7,5 долл. в час. Если перевести британские фунты в доллары, то получится, что британские работники получают на 2,5 доллара больше, то есть примерно 10 долл[19] .

    Впервые минимум почасовой оплаты труда был установлен в Великобритании в 1999 г., тогда он составлял для работников старше 22 лет 3 фунта 60 пенсов в час. В то время это было существенным достижением в сфере защиты интересов наименее обеспеченных слоев населения. Повышение минимального размера почасовой оплаты касается в первую очередь тех тружеников, которые не имеют постоянной работы или работают на условиях неполной занятости. В основном это матери-одиночки, которым не хватает времени, чтобы одновременно работать и воспитывать детей. Сейчас такую заработную плату получают более миллиона британцев.

    Британский конгресс профсоюзов (TUC) выразил удовлетворенность решением правительства, однако со стороны работодателей последовало немало критических замечаний. Председатель TUC Брендан Барбер отмечал, что повышение минимальной заработной платы помещает дополнительные фунты в карманы тысяч семей с низким доходом и ее увеличение критикуется предпринимателями как невозможное и ненужное. Любые замечания боссов о том, что минимальная заработная плата должна быть заморожена, должны игнорироваться Парламентской комиссией по зарплате и правительством. Лидер британских профсоюзов считает, что экономика легко может позволить новое увеличение зарплатного минимума и нет никакой причины, по которой Великобритания не может иметь минимальной заработной платы больше чем шесть фунтов в час к 2008 году.

    Не решенным пока остается вопрос с систематическими нарушениями установленного законом минимального размера почасовой оплаты со стороны недобросовестных работодателей. Сейчас, по официальной статистике, зарплату ниже установленного правительством минимума получают около 170 тысяч человек.

    С 1999 г. повышение минимального размера оплаты труда в Великобритании превышает темпы инфляции. Однако, по сравнению с показателями 1970-х годов, когда была введена ныне действующая денежная система, уровень зарплат британцев все равно еще является низким. Если тогда монеты минимального номинала в 1 и 2 пенса являлись ходовым платежным средством, нынешний уровень цен фактически привел к тому, что металл, из которого они сделаны, стоит дороже их номинала.

    Около двух фунтов (более ста рублей) стоит в Лондоне проезд в метро или автобусе. Два с половиной фунта – обычная цена за банку колы в уличных киосках. А двухпенсовики используются в настоящий момент разве что для проверки качества темного пива: его пена должна выдерживать вес двухпенсовой монеты (кстати, достаточно массивной – тяжелее, чем наши пять рублей) в течение нескольких секунд.

    При таком уровне цен увеличение минимального размера оплаты труда на 30 пенсов в час (или примерно на два с половиной фунта в день) не даст возможности лондонскому рабочему позволить себе даже лишнюю кружку пива, поскольку, в отличие от российских тружеников, британцы предпочитают пить пиво не на улице и не дома, а в пабах, где оно стоит, разумеется, в несколько раз дороже, чем в киоске.

    Заработные платы по трудовым договорам в Великобритании выросли в январе 2007 года до самой высокой отметки за 8 лет. Тем не менее, аналитики считают, что не следует переоценивать то влияние, которое эти данные могут оказать на процентные ставки в Великобритании. Согласно данным агентства Industrial Relations Services, срединный показатель роста заработных плат повысился за период с ноября 2006 года по январь 2007 года до 3,5% по сравнению с 3% за предыдущие три месяца. Январский показатель является самым высоким с ноября 1998 года, а его рост стал самым значительным с октября 1997 года. «Последние данные свидетельствуют о значительном росте показателя с индикативного уровня 3%, на котором он держался с апреля 2003 года, исключая кратковременный рост до 3,1% в декабре 2004 года», – говорится в сообщении агентства. Данные Industrial Relations Services основаны на 78 договорах, в которых обговаривалось повышении заработной платы. Это составляет примерно треть от ожидавшегося числа таких договоров. Рост индекса розничных цен в январе замедлился до 4,2% после роста в декабре на 4,5%, что является самым высоким показателем за 15 лет. Этот фактор должен уменьшить обеспокоенность Банка Англии инфляцией, однако «временной разрыв между данными по розничным ценам и их влиянием на договоры по заработной плате означает, что рост инфляции в предыдущие периоды, скорее всего, продолжит сказываться на заработных платах, которые были оговорены в договорах на первые четыре месяца 2007 года. Обычно за этот период заключаются менее чем три четверти от общего объема договоров на повышении заработной платы», – сообщает агентство. Банк Англии повысил свою процентную ставку на 75 базисных пунктов, начиная с августа, но в феврале ставка была оставлена без изменений. Экономисты предупреждают, что не следует интерпретировать опубликованные данные как свидетельство того, что рост заработных плат может выйти из-под контроля. «Мы ожидаем, что рост заработных плат в 2007 году будет скорее умеренным, чем значительным», – говорит Говард Арчер, экономист в Global Insight. «Мы считаем, что возможности сотрудников отстаивать свои интересы относительно ограничены, поскольку на рынке труда все еще отмечается нехватка предложения рабочих мест, а многие компании испытывают серьезное давление, пытаясь ограничить расходы ввиду снижения маржи». Агентство также сообщило, что срединное значение роста заработных плат, средневзвешенное по числу работников, выросло за период с ноября до 3,9% по сравнению с 2,8% за предыдущий период. Тем не менее, эти данные рассчитывались на основании незначительного количества крупных договоров, что делает данные менее репрезентативными. Более того, два самых крупных договора бы лишь обновлением заключенных ранее договоров сроком на несколько лет, и повышение заработной платы в них было оговорено еще до того, как инфляция превысила целевой уровень. Таким образом, эти данные не могут свидетельствовать о вторичных эффектах инфляции, говорит Карен Уард, экономист в HSBC. «Умеренный рост заработных плат на фоне высокой производительности труда может не оказать такого значительного инфляционного давления, как ожидали финансовые рынки», – говорит Уард. Основной рост заработных плат на уровне 3,5%, скорее всего, будет соответствовать установленному Банком Англии целевому уровню инфляции 2%, считает аналитик. «После коррекции на искажения ускорение роста заработных плат, как ожидается, будет намного меньше, чем рост индекса розничных цен», – говорит Уард. «Это означает, что сокращение реальной заработной платы должно ограничить потребление и инфляционное давление в этом году[20] .



    2.2. Определение размера и условий оплаты труда в государственном секторе в Великобритании



    Минимальный размер оплаты труда[21] является одним из основных индикаторов при определении размера и условий оплаты труда в государственном секторе в Великобритании. За последние пять лет соглашения по оплате труда, и структурные изменения тарифных сеток привели к повышению минимальных размеров оплаты труда. Хотя минимальный размер оплаты труда в октябре 2004 года был установлен на уровне 4,85 фунта стерлингов в час, все минимальные ставки в государственном секторе в настоящее время превышают этот уровень. Например. В 2004 году минимальные ставки оплаты труда в органах местного самоуправления, в Национальной службе здравоохранения и в органах образования в основном были в диапазоне от 5,30 до 5,70 фунтов в час. В Государственной гражданской службе минимальные ставки оплаты труда варьировались от 5,51 до 6,91 фунтов в час. В 2006 году минимальный размер оплаты труда в большинстве отраслей государственного сектора должен был достичь почти 6 фунтов стерлингов в час.

    В Великобритании коллективные переговоры (между работодателями и профсоюзами) по-прежнему остаются преобладающим методом при определении размера заработной платы в государственном секторе. Как правило, тарифная сетка и повышение заработной платы на общенациональном уровне определяются в ходе переговоров на централизованном уровне. Однако, даже после согласования общенациональных рамок, на местном уровне могут проводиться переговоры относительно характера их внедрения (например, для Национальной службы здравоохранения, органов местного самоуправления и университетов).

    Заработная плата шести основных групп работников государственного сектора основывается на рекомендациях, сделанных Правительству специальными «Органами по пересмотру заработной платы» («Pay Review Bodies»). Эти органы были созданы для минимизации риска конфликтов между работодателем и работниками:

    Комитет по пересмотру заработной платы в вооруженных силах (Armed Forces Pay Review Body);

    Комитет по пересмотру заработной платы для государственных служащих высшего звена (госслужащие высшего звена, работники высшего звена судебной сферы, старшие офицеры вооруженных сил) (Senior Salaries Pay Review Body);

    Комитет по пересмотру заработной платы врачей и стоматологов (Doctors and Dentists Pay Review Body);

    Комитет по пересмотру заработной платы медицинских сестер и других профессиональных работников медицинской сферы (Nurses and other Health Professionals Pay Review Body);

    Комитет по пересмотру заработной платы служащих исправительных учреждений (Prison Service Pay Review Body)

    Комитет по пересмотру заработной платы школьных учителей (School Teachers Pay Review Body).

    Эти комитеты по пересмотру заработной платы охватывают около 40 % платежей государственного сектора и пересматривают заработную плату примерно двух миллионов служащих. Комитеты по пересмотру заработной платы независимы от Правительства, работодателей и служащих. В их состав входят опытные эксперты, которые обладают опытом в вопросах заработной платы и условий труда. Они посещают рабочие места, учитывают мнение служащих. Но рекомендации комитетов по пересмотру заработной платы не внедряются автоматически.

    Рассмотрим некоторые схемы оплаты труда работников государственного сектора Великобритании. Платежи по формуле (полиция и служба пожарной охраны) (Payment by Formula (Police and Fire Service) согласовываются между работодателем и профсоюзами и используются при определении заработной платы служащих полиции и пожарной службы.

    Для работников полиции устанавливается базовая тарифная ставка. Повышение базовой тарифной ставки для работников полиции определяется на основании среднего повышения заработной платы «белых воротничков» в частном секторе, отслеживаемого Офисом экономики людских ресурсов (Office of Manpower Economics).

    Для службы пожарной охраны существующая формула расчета заработной платы была введена в июле 2005 года. Она основана на движении доходов профессионального и технического персонала ассоциированных групп согласно Ежегодному отчету о временных затратах и доходах (Annual Survey of Hours and Earnings), выпускаемому Офисом национальной статистики (Office of National Statistics).

    Системы оплаты труда в Великобритании реформируются, начиная с 2000 года. Многие из изменений, вступивших в действие в 2005 году, обсуждались на переговорах в течение нескольких лет. Новая система возникла в результате процесса консультаций Центрального правительства и переговоров с профсоюзами. Основными направлениями новой системы оплаты труда работников государственного сектора являются:

    1. Упрощение и гармонизация сетки «категорий» (Simplification and harmonization of «grade structures»). Под «категорией» понимается уровень заработной платы за определенный вид работы, например, технический специалист первой категории, технический специалист второй категории и т.д. В настоящее время для уменьшения сложности сетки категорий применяются методики оценки труда, которые являются обязательными в Национальной службе здравоохранения, или «рекомендательными», как для органов местного самоуправления и университетов.

    2. Создание «единой тарифной основы» (The creation of single “pay spines”). Национальная система «единой тарифной основы» для конкретной государственной организации представляет собой единый набор надбавок (тарифных пунктов), используемый при определении размера заработной платы всех сотрудников одной организации и применяемый в общенациональном масштабе. Одной из задач, стоящей перед организациями, является создание «тарифной сетки» в рамках единой тарифной основы для различных категорий сотрудников. Другая задача – обеспечение региональной дифференциации при сохранении национальной системы.

    3. Политика «единого статуса» (A policy of “single status”). Применяемая в основном в отношении органов местного самоуправления, и состоит в интеграции ранее раздельных структур оплаты труда для «голубых воротничков», с одной стороны, и «белых воротничков» (административный и технический персонал, специалисты и клерки), с другой стороны, в единую общенациональную тарифную основу.

    4. Политика «равной стоимости» (A policy of “equal value”). Задача политики «равной стоимости» состоит в том, чтобы обеспечить, чтобы люди, выполняющие сходную работу в рамках одного и того же государственного института, имели сходный размер заработной платы и условия труда. Эта политика также занимается вопросами дискриминации по половому и национальному (этническому) признакам.

    5. Сокращение тарифных шкал (Shortening of pay scales) направлено на то, чтобы стимулировать работников и заинтересовать их в том, чтобы они не увольнялись и оставались в должности. Например, в школах основная тарифная шкала для учителей уменьшена с 9 пунктов до 6, а в органах местного самоуправления снижено количество «категорий» в рамках определенных видов работ.

    6. Уточнение системы «прогрессивной шкалы оплаты труда» (Clarifying the system of “Pay Progression”) состоит в том, чтобы работники могли рассчитывать на «нормальное» ежегодное повышение годового оклада на 5 или 6 пунктов. Кроме этого определяется «порог» оценки эффективности деятельности, при котором работник вправе рассчитывать на переход к следующей категории ежегодных повышений. Такие «пороги» или «шлюзы» смогут успешно выступать в качестве «карьерных целей», к достижению которых в принципе должен стремиться компетентный специалист.

    Долгосрочные соглашения по оплате труда (Long Term Pay Settlements). В 1990-х годах только около 10 % повышений заработной платы были частью долгосрочных соглашений, и большинство их относилось к частному сектору. Такие соглашения преобладают в Национальной службе здравоохранения, органах местного самоуправления, школах, колледжах и университетах.

    В 2004 году согласно рекомендациям Министерства образовательных навыков Комитет по пересмотру заработной платы школьных учителей заключил соглашение о заработной плате учителей. Это соглашение охватывает примерно 500 000 учителей в Англии и Уэльсе. В Шотландии около 51000 учителей охвачено 4-летним соглашением.

    Большинство работников Национальной службы здравоохранения (около 1 миллиона человек) также охвачено трехлетним соглашением об оплате труда.

    В Государственной гражданской службе существует много долгосрочных соглашений. К ним относятся, например, 4-летнее соглашение по оплате труда в Министерстве обороны и 3-летнее соглашение в Министерстве труда и пенсионного обеспечения (это самое крупное министерство в составе Государственной гражданской службы с более чем 100 000 работников).

    С точки зрения работодателя, многолетние соглашения об оплате труда обеспечивают стабильность планирования в государственном секторе и позволяют создать структуру, в рамках которой легче провести реформу оплаты труда.

    С точки зрения работников, долгосрочные соглашения представляют собой приемлемый компромисс между предсказуемостью доходов и меньшими ежегодными повышениями (в настоящее время примерно 2,5 – 3 % в год).

    В ноябре 2005 года Канцлер Казначейства (т.е. министр финансов) написал письмо в Комитеты по пересмотру заработной платы, в котором отметил, что повышение заработной платы работникам государственного сектора необходимо снизить до уровня 2 % в год с учетом инфляционных ожиданий (на этот период индекс роста потребительских цен в течение четырех месяцев подряд превышал плановый показатель Банка Англии в 2 %).

    Если величина ежегодного повышения оплаты труда в рамках долгосрочных соглашений будет ниже инфляционной составляющей, измеряемой в соответствии с индексом роста потребительских цен, то вполне вероятно, что долгосрочные соглашения станут менее приемлемыми для работников государственного сектора.

    Региональная оплата труда (Region1.7 al Pay – “Zoning” – «Зонирование»). В Инструкции по оплате труда Казначейства Ее Величества на 2004 год всем министерствам, департаментам и ведомствам Государственной гражданской службы было рекомендовано рассмотреть возможность географической дифференциации оплаты труда (за исключением вооруженных сил). Казначейство имело в виду применение региональных коэффициентов, отражающих местные затраты, местный уровень цен и т.д.

    Наряду с этим большинство новых схем оплаты труда позволяют учитывать местные особенности в структуре тарифной сетки, тем не менее, в большинстве случаев, в рамках общенациональной сетки. Например:

    – национальная служба здравоохранения – принятие общенациональной квалификационной структуры означает, что зонирование отдается на усмотрение одной стороне (тем не менее, «надбавки на привлечение и удержание персонала», составляющие до 30 % базовой ставки оплаты труда, могут быть использованы в целях регулирования нехватки рабочей силы на местном уровне);

    – центральная государственная гражданская служба – зонирование не было принято. Вместо этого проводится политика из Лондона в «провинцию» (где стоимость инфраструктуры и проживания ниже). Например, основные службы Министерства труда и пенсионного обеспечения были переведены в города Лидс и Ньюкасл на севере Англии. Располагая рабочие места в регионах, Правительство может достичь существенной экономии на лондонских надбавках

    – университеты – в новой системе оплаты труда разрешаются региональные различия, однако в рамках общенациональной структуры, как работодатели, так и профсоюзы предложили «модель» тарифной сетки для общенационального внедрения, и наоборот. В 2004 году Комитет по пересмотру заработной платы школьных учителей внес предложения о введении «тарифных зон» в Англии и Уэльсе. Центральный Лондон, Большой Лондон и так называемые «центральные графства» теперь имеют более высокую тарифную основу, чем остальные районы Англии и Уэльса. Однако, в зонах с более низкой тарифной основой конкретные школы, испытывающие конкретные трудности с привлечением рабочей силы, могут подать заявку на повышение тарифной основы. Это один из немногих примеров применения политики региональной дифференциации оплаты труда Правительства.

    В органах местного самоуправления, несмотря на наличие общенациональной тарифной основы, структурирование тарифных сеток на местном уровне привело к возникновению существенных региональных различий начальных и максимальных ставок оплаты труда. В общем, средняя заработная плата на юго-востоке Англии (за исключением Лондона) обычно выше, чем средняя заработная платы в Англии, Уэльсе и Северной Ирландии.

    В государственном секторе получило довольно широкое распространение прогрессивная шкала оплаты труда (повышение оплаты) (Pay Progression (advancement in pay). Применяются следующие схемы прогрессивной оплаты труда (имеются в виду критерии продвижения от одной ступени к другой):

    1. Карьерные категории (Career Grades). Профессиональные (карьерные) категории позволяют работникам постепенно продвигаться по карьерной лестнице по ряду последовательных карьерных ступенек (категорий) и соответствующих тарифных ставок, отражающих сложность выполняемой работы, старшинство, полномочия и ответственность. Например, технический специалист первой категории, второй категории, старший технический специалист и так далее. Переход из одной категории в другую, как правило, зависит от достижения определенной квалификации в процессе обучения и (или) оценки компетентности работника для получения более высокого статуса.

    2. Надбавки (приращение) (Incremental Pay). Это один из вариантов системы категорий. Работник движется в своей категории ежегодно от стартовой ставки до максимальной ставки в данной категории. Несмотря на управленческую простоту с точки зрения планирования расходов и административного управления, продвижение путем применения ежегодных приращений не увязывает оплату труда с эффективностью деятельности работника или продуктивностью его труда.

    3. Оплата по компетентности (Competency Based Pay). Система подтверждения компетентности позволяет работнику продвигаться в своей категории или переходить из одной категории в другую только в том случае, если они соответствуют конкретным объективным требованиям. Такая система призвана стимулировать тех работников, которые вносят свой положительный вклад в выполнение целей и задач организации в целом и показывают стремление к продвижению по карьерной лестнице.

    4. Оплата по эффективности (Performance Related Pay). Система оплаты по фактической эффективности привязывает оплату труда к эффективности деятельности конкретного работника, группы работников или всей организации в соответствии с установленными целями. Такая система может включать оплату, сдельную работу, оплату по результатам (бонусы и комиссионные от продаж), привязанную к прибыли.

    Однако, организации государственного сектора испытывают существенные трудности при определении четких критериев эффективности деятельности. Считается, что такая система может быть слишком зависимой от субъективной оценки управленцев вышестоящего звена. По этим причинам система оплаты по фактической эффективности редко используется в государственном секторе за исключением высшего звена управленцев.

    В недавно заключенных Центральным правительством соглашениях об оплате труда Государственной гражданской службы от необходимости регулярной и частой оценки эффективности труда индивидуальных работников отказались. Диапазоны оплаты труда были сокращены (меньшее количество ежегодных надбавок), а также была введена концепция «карьерных целей». Это означает, что работники могут быть уверены, что они достичь максимума оплаты труда в своей категории за 4 при нормальных условиях могут или 5 шагов (ступеней). Затем эффективность их деятельности будет подвергнута оценке, и при нормальных условиях работники смогут перейти в следующую категорию. За исключительную эффективность деятельности возможно получение так называемого неконсолидированного бонусного платежа (т.е. выплачиваемого только однократно).

    В школах так называемый элемент эффективности деятельности в прогрессивной шкале оплаты труда стал скорее элементом системы квот. Это означает, что школа переводит на следующий уровень школы столько учителей, сколько школа может себе позволить, если, конечно, они выполняют минимальные требования к эффективности деятельности.

    В Национальной службе здравоохранения ступени оплаты труда рекомендуется рассматривать как своего рода «шлюзы», то есть как бы «ворота», через которые работники проходят при нормальных условиях, если демонстрируют необходимый уровень компетентности. При этом предполагается, что работодатель должен обеспечить работников возможностями для обучения, которые позволят им пройти через «шлюзы». Таким образом, акцент переносится с «оценки эффективности деятельности», ориентированной на прошлые достижения и результаты, к системе «карьерного развития», ориентированной на будущий потенциал.

    5. Равенство оплаты (Equal Pay). В соглашении с органами местного самоуправления в 2004 году был установлен крайний срок введения «единого статуса» (т.е. единой тарифной основы для голубых и белых воротничков) и равенства оплаты труда (стандартизация оплаты труда в соответствии с характером работы и без дискриминации по национальному или половому признакам) – март 2007 года.

    В Национальной службе здравоохранения установлена и действует Единая тарифная основа (таблица 4) (Common Pay Spine). Она состоит из девяти тарифных диапазонов, причем каждый диапазон соответствует конкретному перечню работ. Каждый тарифный диапазон разделен на различное число тарифных пунктов. Для каждого тарифного пункта существует соответствующая тарифная ставка – ежегодная, месячная, недельная и почасовая.

    Обращает на себя внимание, что продвижение по прогрессивной шкале (критерии перехода от одной ступени к другой) должно быть не автоматическим, а зависеть от компетентности. Оценка компетентности проводится в соответствии с Рабочими рамками знаний и навыков, которые согласованы совместно управляющим звеном и профсоюзами. Рабочие рамки знаний и навыков перечисляют набор квалификационных требований, навыков и опыта («компетентность»), определяющих каждый вид работы, обладание которыми необходимо для соответствия продвижению по прогрессивной шкале.

    В Национальной службе здравоохранения установлена и действует система надбавок (бонусов) для набора и удержания кадров (Recruitment and Retention Premiums (Bonuses)). Комитеты по пересмотру заработной платы и национальный совет по переговорам также могут порекомендовать надбавки за определенные виды занятий. Величина надбавки ограничивается 30 процентами от заработной платы. Финансирование таких надбавок осуществляется из местных бюджетов.

    Раньше условия трудовых договоров в сфере здравоохранения достаточно сильно различались, но теперь они стандартизированы, а именно:

    1. Установлена продолжительность «стандартной рабочей недели» в 37,5 часов.

    2. Установлены ставки за сверхурочные в размере, полуторакратном основной тарифной ставке, и за работу в праздничные дни – в двукратном размере.

    3. Установлен стандартный размер надбавок за работу в так называемые «несоциальные часы» (после 19-00 и до 7-00 в рабочие дни, в выходные и праздничные дни).

    4. Установлен стандартный размер надбавок за работу по вызову.

    5. Продолжительность ежегодного отпуска установлена в 27 дней, с увеличением продолжительности отпуска до 33 дней после 10 лет стажа, плюс 8 общих праздничных дней.

    6. Персонал в районах с высокой стоимостью жизни (Центральный Лондон, Большой Лондон, «пригородные» графства вокруг Лондона) получают надбавки к заработной плате (20 % и 15 %, соответственно, с минимальными и максимальными платежами в каждом случае).

    Оплата труда в сфере высшего образования Великобритании характеризуется следующими особенностями. Финансирование высшего образования в Великобритании (университетах и колледжах с эквивалентным статусом) производится отдельно от финансирования начального и среднего образования и без привлечения органов местного самоуправления. Органом, распределяющим бюджетное финансирование Центрального правительства по университетам, является Совет по финансированию высшего образования (СФВО), (Higher Education Funding Council, HEFC). Однако, СФВО не определяет количество персонала в отдельных университетах и не финансирует напрямую оплату труда персонала. Эти решения принимаются университетами и колледжами самостоятельно.

    Вопросы оплаты труда в системе высшего образования решаются на основе переговоров. Полномочиями по ведению переговоров относительно заработной платы работников сферы высшего образования обладает Объединенный переговорный комитет по работникам сферы высшего образования (Joint Negotiating Committee for Higher Education Staff, JNCHES), в который входят Ассоциация работодателей университетов и колледжей (Universities and Colleges Employers’ Association, UCEA) и профсоюзы – Ассоциация университетских учителей (Association of University Teachers, AUT), Институт образования Шотландии (Educational Institute for Scotland, EIS), Национальная ассоциация учителей дополнительного и высшего образования (National Association of Teachers in Further and Higher Education, NATFHE), Союз транспортных и общих рабочих (Transport and General Workers Union, TGWU).


    Таблица 8. Тарифные диапазоны Национальной системы здравоохранения Великобритании согласно «Повестке перемен»

    Начиная с 2003 года действует рамочное соглашение и новая общенациональная тарифная основа (Framework Agreement and new National Pay Spine). Согласно рамочной структуре оплаты труда университетский персонал (рабочий, технический и академический, но не медицинский персонал медицинских факультетов университетов) был переведен (так называемая «ассимиляция») на новую единую тарифную основу с 1 августа 2004 года. Работа медицинского университетского персонала оплачивается по системе Национальной системы здравоохранения. Основными характеристиками рамочного соглашения являются:

    1. Введение 51-ступенчатой тарифной основы для всего персонала, за исключением медицинского университетского персонала, к августу 2006 года (это положение удовлетворяет требованиям профсоюзов, которые считают необходимым сохранить связь между академической и неакадемической оплатой).

    2. Тарифная основа разделена на ряд тарифных диапазонов.

    3. Должны быть проведены оценка работ и анализ функций для обоснования распределения конкретных работ по конкретным тарифным диапазонам, а конкретных работников – по конкретным ступеням в диапазонах.

    4. Персонал при нормальных условиях может рассчитывать на продвижение к высшей ступени каждого диапазона с последующим проведением аттестации для перевода на следующий более высокий диапазон.

    5. Прогрессивное продвижение до порога перехода с одного диапазона на другой не должно занимать больше времени, чем при предыдущей структуре.

    6. Ставка оплаты по тарифным ступеням должна пересматриваться в ходе общенациональных переговоров с 1 августа каждого года.

    7. Предусмотрены дополнительные тарифные пункты в качестве вознаграждения за опыт работы и «вклад».

    8. Возможности обучения и развития для всего персонала.

    9. Механизмы, обеспечивающие равенство и прозрачность прогрессивной шкалы.

    10. Гармонизация продолжительности стандартной рабочей недели (это применимо в основном к работникам ручного труда) к августу 2005 года.

    11. Университеты имеют право назначать надбавки в целях решения местных проблем с привлечением и удержанием персонала.

    12. Внедрение на местном уровне должно базироваться на принципе «равенства оплаты за работу равной стоимости».

    Университеты имеют право использовать собственные системы оценки работ. В настоящее время университеты отказались от концепции оплаты работ по эффективности деятельности. Вместо этого они приняли следующий принцип: чтобы добиться дополнительного прироста (т.е. ускоренного продвижения по тарифному диапазону) или пройти через каждый порог оплаты («шлюз»), работники должны пройти аттестацию – оценку их опыта и вклада в работу университета. Было решено, что на национальном уровне будет разработано руководство по порядку оценки такого «вклада».

    В системе оплаты труда университетского персонала никогда не существовало методики применения региональных коэффициентов для получения дифференцированных систем оплаты труда в соответствии с региональными различиями в стоимости жизни. Единственным исключением является Лондон, где университеты обычно применяли повышающий коэффициент (так называемое «взвешивание») для своей тарифной шкалы относительно национальной тарифной шкалы в целях компенсации более высокой стоимости жизни в Лондоне. Величина повышающих коэффициентов была различной в разных университетах.



    2.3. Системы оплаты труда различных категорий работников



    Формы и системы оплаты труда в Великобритании определяются условиями коллективных и индивидуальных договоров. При этом положения коллективного договора о заработной плате и условиях труда включаются в индивидуальный трудовой договор как обязательные к исполнению («подразумеваемые условия»).

    Большинство коллективных договоров в промышленности предусматривают лишь минимальные (базисные) повременные ставки заработной платы для мужчин, женщин и подростков, нормальную продолжительность рабочей недели (количество часов и число рабочих дней в неделю) и условия оплаты сверхурочных работ, надбавки за работу в ночное время, в выходные и праздничные дни, за сменную и опасные работы, продолжительность и условия оплаты ежегодных отпусков. Также коллективные договоры часто предусматривают основу для исчисления сдельных ставок заработной платы; устанавливают надбавки к заработной плате; определяют принципы ведения премиальных систем за повышение производительности труда.

    Консалтинговая компания Deloitte проанализировала систему вознаграждений, выплачиваемых менеджерам в Великобритании. Аналитики сделали вывод, что сегодня все большая доля в общей сумме дохода руководителя приходится на поощрительные бонусы, определяемые по результатам работы компании. В общей сумме зарплат управленцев оклад теперь составляет в среднем примерно 20%, тогда как несколько лет назад его доля достигала 50%. Таким образом, около 80% заработной платы руководителя зависит от результатов компании и, в конечном итоге, от эффективности его работы.

    По данным Deloitte, объем бонусов, выплачиваемых исполнительным директорам компаний, входящих в состав индекса FTSE 350, за последние три года увеличился вдвое. В большинстве отраслей в прошлом году руководители в среднем получили не менее 75% от максимального уровня предлагаемых работодателями бонусов. Максимальный размер премии варьирует от 50% оклада в малых компаниях до 150% в крупных. Deloitte отмечает, что доля поощрительных премий в объеме компенсационных пакетов директоров неуклонно увеличивается ввиду того, что компании все больше внимания уделяют эффективности работы сотрудников и мотивации.

    В банковском и финансовом секторе Великобритании доля выплат, зависящих от результатов работы, в структуре вознаграждений управленцев самая значительная, а в компаниях коммунального сектора, на транспортных предприятиях и в сегменте недвижимости и розничной торговли – самая малая. Основным критерием при оценке результатов деятельности является прибыль, однако компании могут также учитывать изменение в стоимости чистых активов, уровень обслуживания клиентов, показатели безопасности.

    Ежегодное исследование в области заработной платы граждан Великобритании, проводимое Chartered Management Institute (CMI) показало, что женщины-руководители в ИТ-среде, в среднем, зарабатывают больше и взбираются по карьерной лестнице гораздо быстрее, чем их коллеги-мужчины.

    Согласно полученным в результате исследования данным, средний возраст женщины-руководителя в ИТ-среде на четыре года меньше, чем у мужчины, и равен 37 годам, а уровень заработной платы составляет, в среднем, 45869? в год. Это на 779? больше, чем у коллег-мужчин.

    В региональном же масштабе, работающие на северо-западе и юго-востоке Англии в ИТ-среде женщины-руководители получают более высокий после Лондона доход, чем их коллеги, занимающие аналогичные позиции в Северной Ирландии и центральных графствах Великобритании.

    Несмотря на падение среднего уровня заработной платы на 1 446? в прошлом году, ИТ-руководители прекрасного пола занимают четвертое место по уровню оплаты труда среди женщин-руководителей из других отраслей экономики страны.

    Очевидно, что доля женщины-руководителей в совете директоров компаний Великобритании год за годом увеличивается. За последние 10 лет число исполнительных директоров утроилось, и сейчас женщины занимают уже 14,4 % от существующего на сегодняшний день в стране топ-менеджмента в ИТ-среде.

    На уровне правления компании, заработная плата женщин всячески подкрепляется разными бонусами и надбавками, которые в сумме значительно больше, чем те, что получают их коллеги сильного пола.

    В соответствии с порядком обеспечения по болезни, работник имеет право на получение пособия по болезни, если он не достиг пенсионного возраста; платил страховые взносы соответствующего класса[22] в течение любого года, предшествующего наступлению периода нетрудоспособности, и сумма этих взносов достигла определенного размера. Пособия выплачиваются с 4-го дня болезни в течение 28 недель, а в случае стойкой утраты трудоспособности может быть назначена пенсия по инвалидности.

    Обязанность по защите работников в случае болезни возлагается на работодателя, который должен обеспечивать материальную помощь работникам в течение 6 месяцев болезни. С 1 апреля 1995 г. пособие по болезни по социальному страхованию и выплаты по инвалидности было заменено единой выплатой на случай нетрудоспособности. Установлены три ставки данной выплаты, которые должны постепенно увеличиваться. Выплата в максимальном размере предоставляется по истечении 52 недель. Лицам, страдающим тяжелыми заболеваниями, а также инвалидам этот срок сокращается до 28 недель.

    Работник лишается права на получение пособия по болезни: если нетрудоспособность наступила по его собственной вине; либо он без уважительных причин не прошел обязательный медицинский осмотр; либо без уважительной причины не прошел курс лечения; либо работник сознательно препятствует своему быстрейшему выздоровлению).

    В законе о правах в области занятости 1996 г. в ст. 88 и 89 определяется оплата труда работников, занятых нормальное и неполное рабочее время в период предупреждения о прекращении трудового договора.

    Если работник в период предупреждения о прекращении трудового договора занят нормальное рабочее время, то работодатель обязан оплачивать его по среднему заработку в том числе, если:

    – работник может и желает трудиться, но работодатель не предоставляет ему работу по обусловленной трудовой функции;

    – работник не может трудиться в связи с болезнью или несчастным случаем на производстве;

    – работница отсутствует на работе в связи с пребыванием в отпуске по беременности и родам;

    – работник находится в отпуске.

    Если работник в период предупреждения о прекращении трудового договора занят неполное рабочее время, работодатель обязан оплачивать его работу каждую неделю в размере не менее средненедельной заработной платы. Работодатель обязан платить работнику эту сумму, если последний готов, и желает работать.



    2.4. Системы стимулирования труда

    В Великобритании в 1978 г. был принят закон «О системах финансового участия работников предприятий», предусматривавший для кадровых работников предприятий возможность стать владельцами так называемого «доверительного фонда», который формируется из прибыли, не облагаемой налогами.

    Участие рабочих в прибылях в разных странах регламентируется государственным законодательством. В Англии традиционно сложилась не регламентированная форма участия в прибылях, которая характеризует слабое государственное вмешательство в дела фирмы.

    Многочисленные английские системы участия в прибылях характеризуются простотой, что облегчает доступ к ним рабочих всех уровней. К тому же в Англии необходимый для участия в прибылях стаж определен в 5 лет (хотя законом 1980 г. предусмотрена возможность участия для лиц, занятых неполное рабочее время). В Англии рабочие накопления формируют специальные фонды трудящихся (тресты), которыми руководят смешанные советы, представляющие рабочих и администрацию.

    В Англии существует гибкая система создания рабочих фондов, предполагающая вариантные схемы передачи акций и капитала рабочим. Как правило, размер и способы отчислений определяются произвольно: одни компании делают отчисления с учетом размера дивидендов, другие-на основе добавленной стоимости, третьи-применяя коэффициент производительности.

    Рабочие фонды английских предприятий пользуются налоговыми льготами, к тому же существуют льготные условия предоставления акций. Вклады рабочих в трестах на весь период блокирования освобождаются от налогов. Продажа акций происходит со скидкой с биржевого курса (до 37%). В Англии по истечении довольно короткого срока блокирования акции облагаются налогом по прогрессивному курсу в зависимости от времени их хранения: по истечении 5 лет налог составляет 100 %, 7 лет-25 %. Все средства английских компаний, выделенные на участие, не облагаются налогом.

    Однако внедрение систем участия в прибылях не всегда является побудителем к трудовой активности. Вот что говорят данные опроса работников-акционеров в Великобритании относительно участия в прибылях. 67% менеджеров, 64% служащих и 77% рабочих не считают, что участие в прибылях побуждает их экономить ресурсы, т. е. относиться по-хозяйски к ним. 80% менеджеров, 71% служащих и 77% рабочих не считают, что улучшилось их отношение к труду. 56% менеджеров, 59% служащих и 80% рабочих хотели бы получать бoльшую заработную плату, а не дивиденды[23] .

    В качестве инструмента материального стимулирования может также использоваться система участия работников в прибыли предприятия. Она предусматривает разделение между работниками и фирмой дополнительной прибыли, которая была получена в результате повышения производительности труда, улучшения качества продукции. При этом всегда рассматривается производительность всего предприятия.

    Существует несколько систем участия в разделении прибыли. Многие из них связаны не с конечными результатами деятельности предприятия, а с отдельными показателями, отражающими факторы повышения конкурентоспособности.

    В качестве примера одной из таких систем участия в прибыли можно привести систему Ракера, разработанную в 50-х гг. Эта система базируется на премировании работников за повышение объема чистой продукции в расчете на единицу заработной платы и применяется на предприятиях капиталоемких отраслей.

    Применение данной системы предусматривает три этапа:

    1) определяется объем условно чистой продукции: из объема продаж вычитаются проценты за кредит, изменение товарных запасов, стоимость сырья и материалов, а также другие выплаты внешним организациям;

    2) определяется стандарт Ракера, т.е. доля фонда заработной платы в объеме условно чистой продукции (средняя величина за ряд лет). Этот стандарт устойчив во времени;

    3) определяется объем премиального фонда: фактический объем условно чистой продукции умножается на стандарт Ракера, и вычитается фактически выплаченная работникам заработная плата.

    Целью использования подобных систем является увеличение заинтересованности работников в повышении эффективности своего труда.

    Премиальные системы оплаты труда – системы индивидуальных поощрительных доплат – характерны для Великобритании.

    Эти системы имеют в своей основе сдельную оплату, но почти исключают недостатки повременной и сдельной систем оплаты труда. Основная идея всех систем премиального вознаграждения заключается в выплате нормативной повременной расценки и дополнительной оплате за сэкономленное (по сравнению с согласованной и допустимой нормой) время. Примерами такой оплаты являются методы Хелси и Роуана.

    Метод Хелси. Работник получает 50% сэкономленного времени, то есть:

    Премия = Нормативное время – Фактическое время x Часовая ставка

    2

    Например, если нормативное время на производство одной единицы составляет 20 минут, а рабочий произвел 40 деталей за 13 часов, при этом за каждую единицу выплачивается ?0,06, а премия составляет 50% сэкономленного времени, то его зарплата составит:

    – основная зарплата = 40 дет.x ?0,06 = ?2,4;

    – нормативное время = 40 дет.x 20 мин. = 800 мин.;

    – сэкономленное время = 800 мин. – 13 ч ? 60 мин./ч = 20 мин.;

    – часовая ставка = 60 мин./20 мин. (норма времени на единицу) x ?0,06 (оплата за единицу) = ?0,18;

    – премия по методу Хелси = 20 мин. x 50% x? ?0,18 = ?1,8;

    – всего зарплата = ?2,4 + ?1,8 = ?4,2.

    Метод Роуана. Размер премии определяется отношением затраченного времени к допустимому, то есть:

    Премия = Фактическое время/Нормативное время X Сэкономленное время X Час. ставка

    В рассмотренном случае премия будет следующей:

    ((780 мин. / 800 мин.) x 20 мин.)/60 x ?0,18 = ?0,06.

    Рассмотренные методы премиальных вознаграждений в действительности предназначены только для квалифицированных мастеров. На непрерывном же производстве производительность отдельно взятого работника во многом определяется скоростью производственной линии, в этом случае, однако, вышеописанные системы могут применяться для специальных работ, как например, установка радиоприемника в процессе сборки автомобиля.

    Премиальные вознаграждения, выплачиваемые прямым работникам и работникам вспомогательного производства, рассматриваются как часть обычных производственных затрат и должны быть отнесены на счет производственных накладных расходов, а затем посредством распределения включены в себестоимость продукции. Премиальные, заработанные всеми остальными косвенными работниками, учитываются аналогично их заработной плате и начисляются на счет расходов периода за тот период, к которому они относятся.

    Системы группового материального поощрения. Все системы, о которых говорилось выше, могут быть задействованы как системы группового материального поощрения. Это ближе к реальности в том смысле, что повышение производительности является скорее результатом усилий группы, нежели отдельно взятых работников.

    Введение системы материального стимулирования имеет смысл при условии, что увеличившаяся в объеме продукция может быть продана по цене, превышающей ее себестоимость.

    Преимущества и недостатки систем индивидуальных поощрительных доплат (премий) представлены в таблице 8.

    Таблица 8. Преимущества и недостатки систем индивидуальных поощрительных доплат (премий)

    Метод стимулирования труда, основанный на надбавках к выплатам отражает тот факт, что распределение прибыли тесно связано с текущими пособиями по каждому контракту. Этот термин используется для Британской системы распределения прибыли между страхователями в форме реверсивных и конечных бонусов, в соответствии с которой (обычно годовые) добавляемые к каждому полису бонусы определяются, как доля от текущего размера пособия по полису. Вычисляемые таким образом бонусы добавляются к пособиям, выплачиваемым по каждому контракту. Следовательно, распределенная прибыль выплачивается вместе с исходной страховой суммой при наступлении страхового случая по контракту, например смерти или дожития.

    Следует отметить, что на самом деле этот метод не является единственным, который может давать надбавки к пособиям: оба других метода также могут это делать, однако они имеют конкретные черты, отличающие их от данного метода и друг от друга.

    В соответствии с (определенным выше) методом «надбавок к выплатам», начальная гарантированная страховая сумма («базовое пособие») может быть увеличена за счет трех типов бонусов:

    – регулярных реверсивных бонусов, прибавляемых в течение всего срока контракта;

    – специальных реверсивных бонусов, прибавляемых, время от времени, в особых случаях;

    – заключительных бонусов, прибавляемых по истечении срока контракта, а также, возможно, в случае смерти или расторжения.

    Регулярные реверсивные бонусы – реверсивные бонусы, декларируемые на регулярной основе, обычно ежегодно, в течение всего срока контракта. Однажды продекларированный, бонус присоединяется к страховому обеспечению и не может быть изъят обратно. Предоставление регулярного реверсивного бонуса рассматривается как распределение излишка в пользу страхователя, хотя он не получит этот бонус до получения «основного» страхового обеспечения.

    Размер бонуса может вычисляться тремя способами:

    1 – Простой – бонус выражается как процент от базового пособия по контракту;

    2 – Сложный – бонус выражается как процент от базового пособия плюс уже

    начисленные бонусы;

    3 – Суперсложный – бонус выражается через две процентные ставки: одна применяется к базовому пособию, а вторая – применяется к уже начисленным бонусам. Если используется данный метод, то вторая процентная ставка обычно выше первой.

    Структура суперсложных бонусов также известна как двухъярусная система бонусов. Нижеприведенная таблица показывает примеры простой, сложной и суперсложной схем бонусов, применяемых в настоящее время (или применявшихся в недавнем прошлом) в Великобритании.


    Таблица 7. Структура бонусов

    При заданном, на конец срока страхования, суммарном размере реверсивных бонусов для смешанного страхования жизни, суперсложный подход отсрочивает распределение излишка в качестве бонусов в большей мере, чем сложный. Сложный, в свою очередь, отсрочивает распределение излишка в большей мере, чем простой.

    В первые годы действия контракта, начальная гарантированная страховая сумма намного больше начисленных бонусов. Поэтому, суперсложный метод, который предусматривает меньший процент бонусов на начальную страховую сумму, дает, в первые годы, меньший размер бонусов.

    Когда накопится существенный объем бонусов (ближе к истечению срока страхования), начисляемый на бонусы более высокий процент, становится значимым. Поэтому, бонусы, начисляемые в поздние сроки действия контракта, будут, при прочих равных, выше, чем при простой и сложной системах.

    При заданном, на конец срока страхования, суммарном размере реверсивных бонусов для смешанного страхования жизни, суперсложный подход отсрочивает распределение излишка в качестве бонусов в большей мере, чем сложный. Сложный, в свою очередь, отсрочивает распределение излишка в большей мере, чем простой.

    В первые годы действия контракта, начальная гарантированная страховая сумма намного больше начисленных бонусов. Поэтому, суперсложный метод, который предусматривает меньший процент бонусов на начальную страховую сумму, дает, в первые годы, меньший размер бонусов.

    Когда накопится существенный объем бонусов (ближе к истечению срока страхования), начисляемый на бонусы более высокий процент, становится значимым. Поэтому, бонусы, начисляемые в поздние сроки действия контракта, будут, при прочих равных, выше, чем при простой и сложной системах.

    Следовательно, ставки, используемые для простого, сложного и суперсложного методов, могут быть установлены таким образом, чтобы дать одинаковый суммарный размер бонусов на конец срока страхования. Однако отсрочивание начисления бонусов по договору удерживает гарантии на более низком уровне. Это, в свою очередь, приводит к более низкому размеру предписанных резервов. Поэтому суперсложная система является, с точки зрения капитала, более эффективной, чем сложная система, которая, в свою очередь, эффективнее простых бонусов.

    Важно отметить две другие черты приведенного выше примера. Во-первых, предположение о постоянстве ставки бонуса в течение всего срока страхования на практике нереалистично, если только инвестиционные и экономические условия не будут очень стабильны во времени. Во-вторых, мы предположили, что в каждом случае базовая страховая сумма будет одинакова. На практике компании, использующие разные бонусные системы, вероятно, предложат разные гарантированные страховые суммы по эквивалентным во всех прочих отношениях контрактам.

    Предложение меньшей базовой страховой суммы дополнительно снижает резервы на начало срока действия контракта, что еще больше повышает эффективность контракта с точки зрения капитала.

    Определение ставок регулярных реверсивных бонусов. Одной из черт данной системы распределения бонусов является то, что ставки регулярных реверсивных бонусов стремятся к стабильности во времени и мало изменяются от года к году. Если же они действительно меняются, то это изменение обычно происходит постепенно в течение нескольких лет, а не внезапно в течение одного года. Люди, покупающие такие полисы, привыкли к данной практике (которая стала частью резонных ожиданий страхователей).

    Поэтому компании стремятся, если только это возможно, декларировать постоянные от года к году регулярные бонусы, что легко сделать, если инвестиционные условия остаются неизменными. В реальной жизни это не так. Поэтому, компания должна заглядывать далеко в будущее и оценивать уровень регулярных бонусов, которые она, с разумной долей уверенности, сможет продолжать выплачивать в будущем, в соответствии с ее оценкой будущего опыта. Это и есть способность зарабатывать бонусы, которая определена следующим образом.

    Способность блока бизнеса зарабатывать бонусы, это ставка (или ставки) бонусов, которую данные контракты могут поддерживать в течение будущего срока действия, на базисе набора предположений в отношении будущего опыта.

    Специальные реверсивные бонусы. Компания может объявить часть или все реверсивные бонусы как «специальные», т.е. дополнительные к начисляемым регулярным бонусам. Специальные бонусы предназначены для однократного увеличения страхового обеспечения без формирования ожидания того, что аналогичные бонусы будут назначены в будущем.

    Хотя будущие ставки регулярных реверсивных бонусов обычно не гарантированы, существует ожидание, что компания будет продолжать их выплату, и ставки не будут меняться слишком сильно и быстро. Поэтому, специальные бонусы удобны для распределения разовой прибыли, а также в иных ситуациях, которые вряд ли повторятся.

    Заключительные бонусы. Большим достоинством заключительного бонуса является то, что он отсрочивает распределение излишка до истечения срока действия контракта, и, таким образом, замедляет процесс роста гарантий по договору. Кроме всего прочего, это полезно для снижения потребности в капитале. Это также удобно для распределения прибыли, получаемой из подверженных большим колебаниям источников, таких как рост стоимости капитала по инвестициям в акции. Размер заключительного бонуса определяется при наступлении страхового случая.

    В теории это подразумевает возможность постоянного изменения бонусов. На практике этого не происходит, но, тем не менее, компания не гарантирует поддержание бонуса на конкретном уровне. Компании обычно устанавливают размер заключительного бонуса ежегодно, но могут его уменьшить в случае, например, падения рынка в течение года.

    Допустимый размер заключительного бонуса по дожитию можно рассматривать как разницу между долей активов по полису и гарантированной страховой суммой, увеличенной за счет реверсивных бонусов. Страховые компании отслеживают доли активов для образцов полисов (представляющих, например, разные типы полисов), чтобы определить допустимый размер заключительного бонуса.

    В большей или меньшей степени компании сглаживают выплаты, чтобы уменьшить воздействие флуктуаций на инвестиционном рынке на страхователей. Это означает, что заключительные бонусы для конкретных полисов могут быть больше или меньше величины, необходимой для того, чтобы выплата равнялась доле активов. Компания может также назначить заключительный бонус в случае смерти застрахованного или расторжения договора.

    Назначаемый на конкретный контракт заключительный бонус может быть специфицирован разными способами, например: как процент, возможно зависящий от срока действия договора, от всех начисленных реверсивных бонусов, включая специальные реверсивные бонусы; как зависящий от срока действия договора процент от полного размера страховой выплаты (до назначения заключительного бонуса).

    Форма представления заключительного бонуса не очень существенна. Один и тот же фактический объем заключительного бонуса для заданного срока, может быть получен при любом подходе. (Хотя не зависящий от срока процент от реверсивного бонуса может ограничивать возможности компании).

    Например. Смешанное страхование жизни с участием в прибыли, сроком на 25 лет, срок страхования истекает сейчас. В этом случае:

    – гарантированная страховая сумма (базовое пособие): ?5000;

    – начисленные реверсивные бонусы: ?5950;

    – заключительный бонус как процент только от реверсивных бонусов: 58%;

    – заключительный бонус как процент от страховой суммы и реверсивных бонусов: 31,5%;

    – заключительный бонус в обоих случаях: ?3450;

    – полная выплата: ?14400.

    Акционеры и излишек. В случае акционерных компаний, разделяется возникающий в связи с договорами с участием в прибыли излишек между акционерами и страхователями, желательно к их общему удовлетворению. Распространенным в Великобритании подходом является отнесение 90% (полученного из любых источников) излишка на счет страхователей и 10% – на счет акционеров.

    Право на излишек, возникающий по не участвующему в прибыли бизнесу, меняется от компании к компании в зависимости от устава компании, принятой практики и структуры. Этот излишек может быть разделен в той же пропорции (90/10), или акционеры могут получить весь излишек, возникающий по не участвующему в прибыли бизнесу.

    В Великобритании широкое распространение получили так называемые договоры о производительности, заключаемые между менеджментом фирмы и профсоюзами. Правительство способствует этому, не ограничивая повышение заработков, финансируемое за счет роста производительности труда. В частности на заводах корпорации «Крайслер» договором о производительности были охвачены все 22 тыс. работающих. В основу премиальной системы здесь было положено снижение доли заработной платы во вновь созданной стоимости. Администрация завода заранее определяет этот показатель, и в случае его достижения весь персонал завода получает премиальные в размере 2 % от базовой ставки заработной платы; за каждое превышении е запланированного показатели на 10 % выплачивается премия в размере 4 % от базовой заработной платы[24] .

    Но нужно помнить, что область применения таких систем стимулирования роста эффективности производства имеет определенные границы, связанные с колебаниями рыночной конъюнктуры. Так. Положительные результаты стимулирования могут складываться в обстановке общеэкономического подъема, когда нет проблем с ростом производства и реализации продукции и услуг, а значит с ростом производительности труда.

    В Великобритании широко применяется система дополнительных льгот и выплат натурой (benefits in kind). Льготы и дополнительные выплаты, предоставляемые в Великобритании человеку или членам его семьи его работодателем и рассматриваемые налоговыми органами как подлежащие налогообложению. В число таких дополнительных льгот и выплат для директоров и других служащих с доходом свыше 8500 ф. ст. в год входят пользование персональными служебными автомашинами, беспроцентные или низкопроцентные ссуды, возмещение расходов (за исключением таких расходов, возмещение которых не подлежит обложению подоходным налогом) и оплата за счет фирмы жилья. Расписки на получение денег, пособия по болезни и т.д. также облагаются налогом как дополнительные льготы и выплаты, независимо от категории работника.









     

    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх