• Рисование двумя руками

  • Автопортрет

  • Диалог с помощью рисования

  • Экспериментирование

  • Движения тела

  • Дыхание телом

  • Центрирование

  • Сжатие — раскрытие

  • Заземление

  • По направлению к… — по направлению от…

  • Напряжение

  • Кокон

  • Гравитация

  • Исследование возможностей

  • Танцор

  • Произрастание

  • Эволюция

  • Разделение и соединение

  • Диалоги телодвижений

  • Пламя

  • Напев

  • Звуковой диалог

  • Поэзия cознавания

  • Песня сознавания

  • ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО, ДВИЖЕНИЕ И ЗВУК

    Процесс художественного творчества, в любых своих проявлениях, являлся средством самовыражения на протяжении тысячелетий. Углубляя сознавание творческих процессов, мы сможем понять и прояснить этот способ выражения своей личности. Такое понимание высвобождает энергию и дает нам возможность развиваться и расти дальше, и мы можем использовать эту энергию в любой сфере жизнедеятельности, создав тем самым условия для роста, творчества и продуктивной деятельности.

    Рисование двумя руками

    Понадобятся некоторые материалы: большой набор пастельных мелков, один на 8-10 человек, и по большому листу плотной белой бумаги на каждого человека.

    Молча подойдите к коробке с пастельными мелками и возьмите правой рукой тот цвет, к которому она потянется, позвольте и левой руке выбрать любой подходящий цвет.

    Выбрав понравившиеся цвета, возьмите лист бумаги и найдите.место, где можно устроиться так, чтобы остаться наедине с собой. Убедитесь, что вокруг вас есть некоторое свободное пространство и что вас не будут отвлекать близко сидящие люди. Пока ничего не рисуйте. (…)

    Держите мелки, по одному в каждой руке, прямо перед собой, чтобы их хорошо было видно, и смотрите на них некоторое время. (…) Теперь закройте глаза и представьте себе эти цвета в виде образов и наблюдайте, что с ними происходит. Если вам не удается представить себе эти цвета закрытыми глазами, то откройте их, посмотрите на цветные мелки некоторое время, затем снова закройте глаза и повторите попытку. (…) Эти краски могут перемещаться, трансформироваться, могут формировать абстрактные образы или воплощаться в конкретные и знакомые предметы. Просто расслабьтесь, отпустите себя и наблюдайте, как эти цвета ведут себя. (…)

    Через минуту откройте глаза и начните молча рисовать этими двумя цветными мелками на бумаге. Вы можете рисовать что-то из форм или образов, которые возникли, когда ваши глаза были закрыты, либо рисовать то, что сейчас приходит вам в голову. Используйте обе руки попеременно или одновременно, если пожелаете. Когда вы рисуете, сфокусируйте свое сознавание на процессе рисования и созидания. Отмечайте, что чувствуют ваши руки, что может чувствовать мелок в вашей руке, как мелок оставляет след на бумаге и как из этого возникают некие образы, как движется каждая из ваших рук и как два цвета взаимодействуют на бумаге. Отмечайте все «если бы», которые ограничивают ваши действия, и отпустите их, освободите себя. Максимально освободитесь от целей, планов, оценок и просто сознавайте, что происходит, когда вы рисуете, — как мелки в ваших руках живут своей жизнью, что они хотят, что они делают и что чувствуют ваши руки, двигаясь таким образом? Пусть эти мелки и сам процесс рисования руководят вами и направляют вас, когда вы рисуете. Хорошо. Рисуйте спокойно, без разговоров, около десяти или пятнадцати минут. (…)

    Теперь пусть каждый уделит несколько минут на то, чтобы показать результат своей деятельности другим участникам группы. Держите рисунок так, чтобы каждый мог видеть его. Скажите, какой цвет какой руке соответствует, и опишите свое сознавание процесса создания рисунка: как двигались руки, как взаимодействовали цвета и что вы чувствовали, когда мелки создавали формы и образы на этом пространстве.

    Пример: «Красный — это цвет моей правой руки, а фиолетовый — это цвет левой. Я сразу понял, что не хочу рисовать одновременно двумя руками, поэтому я позволил им действовать поочередно. Вначале красный цвет был намного активнее, как бы налетая и захватывая большую часть пространства, а фиолетовый был чувствительнее и слегка защищался. Я также быстро понял, что фиолетовый может легко оставить след на красном, но красному было тяжелее оставлять метку на фиолетовом. Я нарисовал несколько объектов фиолетовым цветом, а затем начал пользоваться красным мелком и заполнил пространство между фиолетовым цветом. Я перешел с красным цветом к месту, где уже был фиолетовый, и затем фиолетовЪш закрасил это место сплошным слоем, без пробелов, так что красный не мог втиснуться. К концу я начал сочетать цвета в большей степени, и мне это понравилось».

    Идем дальше. Теперь вы должны описать свое сознавание процесса создания этого рисунка. (…)

    Теперь, когда каждый описал свой опыт рисования, я хочу, чтобы вы молча поразмышляли над ним. (…) В какой степени ваши две руки и их цвета выражают две стороны вашей личности и как эти две стороны взаимодействуют? (…) Держатся ли два цвета обособленно на бумаге, или

    287

    они взаимодействуют? Сотрудничают они или находятся в конфликте? (…) Как цвета выражают сами себя? (…) В какой степени процесс создания этого рисунка выражает что-то о вашем функционировании вообще? (…) Что вы отмечаете в рисунках других людей — какие два цвета используются, как они взаимодействуют и что каждый человек сказал о своем творческом процессе? (…) Какие различия или сходства вы находите, когда осматриваете чужие рисунки? (…) Осознайте, что человек знает намного больше о своем собственном процессе. Комментарии и наблюдения других полезны, только если они выражаются свободно и легко, не навязывая себя как «истину в последней инстанции», и т.д. Сейчас уделите пять или десять минут тому, чтобы поделиться своими наблюдениями и обсудить их. (…)


    Автопортрет

    Молча подойдите к коробке с пастельными мелками "и выберите несколько понравившихся вам цветов. После того как вы выберете свои цвета, возьмите лист бумаги и найдите место, где бы вы могли спокойно побыть наедине с собой. Ничего не рисуйте, пока я не скажу вам. (…) Закройте глаза и войдите в контакт со своим телом и своими ощущениями. (…) Осознайте, что происходит внутри вас. (…) Теперь попробуйте вызвать какие-нибудь визуальные образы, которые адекватно выражали ваше внутреннее состояние, ваши ощущения и то, как вы воспринимаете свою жизнь. (…) Эти образы могут быть абстрактными или конкретными, важно, чтобы они представляли вас таким, какой вы есть в действительности. (…) Уделите немного времени, чтобы позволить появиться этим образам. (…)

    Через минуту откройте глаза и создайте с помощью тех цветов, что вы выбрали, рисунок, который представляет вас. Если вы решите, что вам нужны другие цвета, подойдите к

    288

    коробке и выберите те, которые вам нужны. Когда вы рисуете, фокусируйте свое внимание на процессе рисования и на том, что вы чувствуете в это время. Забудьте обо всех целях и задачах, просто сознавайте, как ваши руки движутся и как образы появляются на бумаге. Позвольте процессу рисования захватить власть, так, чтобы цвет и руки выбирали, где и что рисовать. Позвольте линии продолжаться, пока ей хочется, остановиться, когда ей захочется, и в любое время изменить направление. Уделите на создание рисунка десять или пятнадцать минут. (…)

    Теперь поднимите рисунок так, чтобы другие могли видеть его. Я хочу, чтобы каждый в течение трех или четырех минут описал получившееся изображение самого себя. Говорите от первого лица, в настоящем времени, как бы описывая самого себя. Например: «Я состою из множества перекрещивающихся линий, я обычно запутанный и неразборчивый. Справа у меня жесткие зубчатые агрессивные красные линии, которые соседствуют со спокойными и миролюбивыми голубыми и зелеными тонами» и т.д. Выражайте со-знавание процесса создания автопортрета и то, что вы чувствовали относительно происходящего.

    После того как каждый опишет свой рисунок, молча поразмышляйте над этим экспериментом. (…) Что вы открыли в себе и других, когда выразили себя через эти рисунки? (…) Какие сходства и отличия вы нашли в рисунках? (…) Возьмите дополнительно пять или десять минут, чтобы поделиться своими наблюдениями и обсудить их. (…)


    Диалог с помощью рисования

    Я хочу, чтобы каждый подошел к коробке с пастельными мелками и выбрал цвет, выражающий некоторый важный аспект его личности. (…) Теперь молча найдите себе пару из шсла участников, выбравших мелок другого, отличного от

    289

    вашего цвета. Пусть каждая пара возьмет один лист бумаги, и найдите удобное для рисования место. Положите лист и сядьте с противоположных его сторон. (…) Возьмите мелок в ту руку, которой обычно не пользуетесь при письме. Через минуту я попрошу начать молча рисовать вместе на этом листе бумаги. Не делите лист и не создавайте отдельных рисунков, не стройте никаких планов, ничего не обсуждайте и не решайте, что конкретно будете вдвоем изображать. Просто начинайте медленно рисовать и фокусируйте свое внимание на процессе рисования и на том, что вы чувствуете, когда взаимодействуете с партнером. Позвольте вашему со-знаванию и вашим чувствам влиться в процесс рисования. Вы можете рисовать по очереди или одновременно или очень деликатно двигать руку вашего партнера и, если он не возражает, воспользоваться его мелком. Начинайте рисовать и уделите десять или пятнадцать минут взаимодействию с вашим партнером, которое посредством процесса рисования развивается между вами. (…)

    Теперь расскажите друг другу, что вы испытывали, когда работали над этим рисунком вместе. Выразите, что вы сознавали, когда взаимодействовали, и что чувствовали во время этого молчаливого диалога. Как этот рисунок и прог цесс создания его выражал способ ваших с партнером взаимоотношений? Уделите этому около пяти минут. (…)

    (Упражнение может выполняться троими, или большим количеством людей, или, например, семьей. Такого рода эксперимент может выразить очень много о паттерне взаимоотношений и взаимодействий, которые существуют в семье.)


    Экспериментирование

    Потребуется много листов бумаги больших размеров. Подойдите к коробке с пастельными мелками и выберите несколько цветов, которые кажутся вам наиболее приятными. Затем возьмите десять или пятнадцать листов бумаги и сядьте где-нибудь. (…) Я хочу, чтобы вы поэкспериментировали с различными способами наложения цвета на бумагу. Я хочу, чтобы вы сознавали, что вы чувствуете, когда экспериментируете с этими различными способами рисования. Отмечайте, какие способы привлекательны для вас, а какие в меньшей степени кажутся вам удовлетворительными. Теперь представьте, что мелок в вашей руке — это летящая птица. Двигайте рукой, как если бы это была птица, устремляющаяся вниз, чтобы оставить некий след на бумаге. (…) Теперь возьмите мелок другого цвета и представьте, что это муравей, и посмотрите, какого рода следы он оставляет. Используйте один лист до тех пор, пока на нем не останется места, после чего отложите его в сторону и возьмите чистый лист. Меняйте цвета каждый раз, когда меняете способ рисования. (…) Теперь представьте, что пастель — кнут. (…) Затем — что это — бульдозер или экскаватор. (…) Теперь — массажирующая рука. (…) Теперь — мотоцикл. (…) Теперь — лошадь (…), гремучая змея (…), нож (…), язык кошки. (…) Продолжите дальше по собственному усмотрению. Придумайте что-нибудь, что движется, и затем позвольте пастели стать этим и посмотрите, какой след остается на бумаге. (…)

    Возьмите чистый лист бумаги и используйте несколько способов рисования, которые вам особенно понравились, в течение следующих двух минут и сознавайте, что вы чувствуете в это время. (…)

    Теперь возьмите другой лист и используйте те способы рисования, которые вам понравились меньше всего. Сознавайте, что вы чувствуете, когда рисуете таким образом. (…)

    Сейчас посидите спокойно минуту или две и рассмотрите два последних листа бумаги. Сознавайте, что вам нравится и что не нравится в этих разных способах рисования. (…) Как двигались ваши руки в том и другом случае? (…) Что вы чувствовали, когда рисовали на одном листе и на другом, и

    как на них выглядит цвет? (…) Можете ли вы назвать какие-нибудь пары противоположностей, которые описывали бы два типа рисования (понравившейся и не понравившийся). Например: медленно — быстро, большой — маленький, тяжелый — легкий и т.д.

    Теперь положите свои листы там, где остальные участники группы могут их видеть. По очереди выразите ваше со-знавание процесса рисования, а также что вам понравилось и не понравилось в том и другом случаях. После того как каждый выполнит это, уделите следующие пять-десять минут тому, чтобы сравнить различия и сходства в способах, которыми пользовались члены группы. (…)


    Движения тела

    Для выполнения этого упражнения хорошо было бы иметь большое пространство, в котором можно свободно двигаться, такое, как гимнастический зал. Подойдет любая большая комната с чистым гладким полом. Большая просторная лужайка прекрасно подойдет для этого, если стоит хорошая погода. Наденьте свободную и легкую одежду, ко-, торая не будет стеснять ваших движений. Снимите обувь и носки и лишнюю одежду. Вы должны чувствуете себя удобно и комфортно.

    Цель этого упражнения такова: сфокусировать внимание на своем теле и «отпустить» его так, чтобы тело могло жить своей жизнью, действовать самостоятельно, без контроля и инструкций сознания. Когда вы сфокусируете внимание на теле, вы начнете сознавать те его части, которые хотят двигаться. Позвольте этим частям двигаться так, как они того пожелают: порывисто, грациозно, неуклюже, плавно или как-то иначе, как они сочтут подходящим для себя. Движущиеся части вашего тела могут также вовлечь в движение и

    292

    остальные части. Некоторые движения могут изменяться и плавно переходить в какие-то другие движения. Когда одни движения исчерпают себя, то могут возникнуть другие, или, возможно, ваше тело может остановиться и замереть на некоторое время. Продолжайте фокусировать свое внимание на теле и позволять ему делать все, что захочется. Двигайтесь как угодно и сколько угодно.

    Следующие упражнения более структурированные чем вышеописанное. Кроме того, в некоторых из них я советую использовать музыку, которая еще больше структурирует ситуацию. Такое структурирование предполагает, что большей частью люди должны будут двигаться определенным образом в определенное время. С другой стороны, это, несомненно, препятствует другим способам самовыражения, которые проявились бы при других условиях. Африканский барабан, — превосходное средство стимуляции людей, он побуждает их двигаться и раскрепощаться, но при этом затрудняет медленные и плавные движения.

    Хотя музыка полезна, чтобы освободить людей от привычек и комплексов, но также важно исследовать, как вы ограничиваете и подавляете сами себя, какая часть вашего тела напрягается и сдерживается» Убедитесь, что любая музыка, которую вы используете, является возбуждающей и выразительной и в то же время минимально структурированной и соответствует духу эксперимента. Не используйте музыку со словами, потому что это будет навязывать дополнительную структуру. Отсутствие музыки намного предпочтительнее плохой и несоответствующей музыки.

    Если группа, с которой вы работаете, неопытная или участники ее зажаты, то в таком случае более приемлемым будет использование большого количества музыки и максимально структурированных упражнений, это поможет начать работу. После того как группа вработается и раскрепостится, предложите им упражнения с меньшей структурой и без музыки, что позволит развить большее самовыражение и самосознавание. Эксперименты с закрытыми глазами чрезвычайно важны для новых или «застенчивых» групп. Это поможет уберечь людей от оценивания собственных движений и от сравнения их с другими. Так как никто не сможет видеть друг друга, это также исключит фантазии о наблюдениях и оценках других людей. Сохранение глаз закрытыми также помогает сфокусировать внимание на теле, на том, что оно чувствует и выражает.

    В некоторых экспериментах я даю рекомендации по использованию в них музыки. Когда вы выполняете какие-то из этих экспериментов, вы можете обнаружить, что более походящей для вас или для людей, работающих с вами, будет какая-то другая музыка. Попробуйте использовать различные музыкальные подборки в одних и тех же экспериментах, чтобы увидеть, как они воздействуют, и выбрать то, что найдете наиболее подходящим и эффективным. Если я не привел никаких рекомендаций по поводу музыки в эксперименте, значит, намного более полезными они будут без музыки. Однажды люди становятся свободнее, и эти эксперименты лучше проводить без музыки. Отсутствие внешней структуры обеспечивает большую свободу для самовыражения и самораскрытия.


    Дыхание телом

    Найдите место с достаточным пространством вокруг вас и лягте. Закройте глаза и найдите удобную позу. (…) Уделите некоторое время сознаванию вашего тела. (…) Теперь сфокусируйте ваше внимание на дыхании. (…) Отмечайте все детали вашего дыхания, как воздух без усилий, свободно проникает в ваше тело и затем выходит из него. (…) Почувствуйте, как движется воздух в носу или во рту, опускается в горло, и почувствуйте, как расширяются грудь и живот.

    Теперь представьте, что вы дышите другой частью вашего тела. Вообразите, что часть воздуха, который вы вдыхаете, течет в.таз, спускается дальше в ноги и в пальцы на ногах. Представьте, что ваши ноги слегка расширяются, когда вы вдыхаете этот воздух, и немного сжимаются, когда вы выдыхаете. (…) Выполняйте упражнение пару минут. (…)

    Теперь некоторое время попробуйте дышать руками и пальцами рук (…) и отмечайте, что вы чувствуете, когда делаете это. (…)

    Теперь дышите головой и шеей. (…)


    Центрирование

    Сейчас сосредоточьте свое внимание на нижней части живота, в точке, находящейся на три пальца ниже пупка. Примерно в этой области находится центр, откуда берут начало все ваши движения. Попробуйте медленно выполнить какое-нибудь движение, которое как бы приближало вас к этому центру. Это может быть совершенно любое движение, какое вы сочтете адекватным (…), а теперь сделайте движение «от центра». (…) Продолжайте такое чередование между движением к вашему центру и от него. Следующие несколько минут сознавайте, как вы движетесь и что вы чувствуете, делая это.


    Сжатие — раскрытие

    (Музыкальное сопровождение: Erik Satie, «Angel».) Удерживайте свои глаза закрытыми. Я хочу, чтобы вы усилили те движения, чередование которых олицетворяет собой ваше приближение к внутреннему центру и последующее удаление от него по направлению к миру. Продолжайте делать то, что вы уже делали, но выполняйте это интенсивнее и наблюдайте, что еще вы можете отметить нового в своих ощущениях, когда осуществляете это. (…)

    Теперь продолжите переключение между сжатием и раскрытием, но открывайте свои глаза, когда движетесь наружу. Когда вы движетесь наружу, молча направляйте свои движения к другому человеку. Откройтесь этому человеку в некоторой позе, которую чувствуете подходящей, и удерживайте ее несколько секунд. Затем медленно сжимайтесь и закрывайте глаза. Затем снова двигайтесь наружу и открывайте себя кому-нибудь еще и удерживайте это положение некоторое время. Сознавайте, что происходит в этом молчаливом взаимодействии: что вы чувствуете, как вы и другие движетесь, что эти движения, как вам кажется, выражают. (…)


    Заземление

    Встаньте с закрытыми глазами и сознавайте себя в таком положении. (…) Исследуйте все напряжения, которые вы чувствуете, и посмотрите, можете ли вы освободиться от них. (…) Теперь сфокусируйте свое внимание на ступнях и голенях (…) и на контакте ваших стоп с полом. (…) Не передвигая стопы, осознайте, как ваш вес распределен между ними. (…) Приходится ли большая часть вашего веса на пятки или подушечки стоп? (…) На внутреннюю или на наружную сторону ступней приходится большая часть веса? (…) Отметьте любые различия, которые вы ощущаете между правой и левой ступнями. (…) Сознавайте, как ваши ступни контактируют с полом. Принимают ли ваши ступни землю, цепляются за нее, держатся на расстоянии от нее и т.д.? (…) Теперь сознавайте, что чувствуют ваши ноги от ступни до бедра, и отметьте любые различия между ними. (…) Как они

    296

    поддерживают верхнюю часть вашего тела и соединяют его со ступнями? (…)

    Теперь начните слегка двигать ступнями и голенями и продолжите исследовать ваш контакт с землей во время этого движения. Отмечайте, что чувствуют ваши ступни и голени, когда ваш вес перемещается. (…) Теперь откройте глаза и продолжайте ощущать свои ноги во время медленной ходьбы. (…) Отмечайте, как ваши ступни контактируют с полом и как вы шагаете. (…) Ударяете вы по полу или топаете, шаркаете, скользите и т.д.? (…) Теперь идите с вашей обычной скоростью и продолжайте сознавать свои ноги от ступни до бедра. (…) Теперь идите быстро. (…) Теперь медленно бегите. (…) Теперь сознавайте, как изменяется ваш контакт, когда вы переходите к быстрой ходьбе (…), а затем к ходьбе с вашей обычной скоростью (…), к медленной ходьбе (…) и, наконец, когда вы стоите неподвижно, снова закрыв глаза. (…) Оставайтесь с вашими переживаниями еще некоторое время. (…)


    По направлению к… — по направлению от…

    Закройте глаза и представьте что-нибудь очень для вас привлекательное, нечто такое, к чему вы хотели бы приблизиться. (…) Визуализируйте этот объект максимально четко и сознавайте ваши чувства к нему. В том числе сознавайте, что вы ощущаете на вашем лице. (…) Позвольте своим чувствам медленно течь по направлению к этому объекту и сознавайте, как движется ваше тело и что оно чувствует. Перемещайтесь к привлекательному для вас объекту, а затем уделите некоторое время, чтобы прикоснуться к нему и контактировать с ним так, как вам захочется. (…)

    Теперь медленно двигайтесь прочь от этого предмета и

    297

    позвольте вашим движениям выразить, как вас по-прежнему тянет назад к нему, хотя вы движетесь от него. (…)

    Сейчас остановитесь там, где вы есть, и представьте, что поблизости от вас есть нечто специфическое, что вызывает у вас сильное отвращение, — нечто, от чего вы бы хотели отдалиться. Визуализируйте этот объект очень ясно и сознавайте, что вы чувствуете по отношению к нему. Особенно сознавайте свое лицо. (…) Теперь представьте, как вы медленно удаляетесь прочь от этого предмета, и отмечайте, как при этом движется ваше тело и что оно ощущает в это время. (…)

    После этого начните движение по направлению к тому объекту, который вызывает у вас отвращение, и более тщательно исследуйте свои ощущения по отношению к нему. Двигайтесь к нему и сознавайте, что вы чувствуете и как движетесь. (…) Приблизьтесь к объекту вплотную. Когда вы сделаете это, уделите некоторое время, чтобы изучить его и определить, что он собой представляет. (…) Выясните, почему этот объект вызывает у вас отвращение (…), и продолжайте исследовать его, попробуйте найти у него другие свойства и характеристики. (…) Можете ли вы обнаружить в этом предмете что-нибудь позитивное, что можно оценить достаточно высоко, нечто такое, что может оказаться притягательным? (…)-Постарайтесь узнать как можно больше.' (…) Теперь снова начните медленно удаляться и сознавайте, что вы при этом чувствуете и как двигаетесь. (…)


    Напряжение

    Найдите место, где было бы достаточно свободного пространства, и лягте на пол.

    Закройте глаза и найдите удобную позу. Сфокусируйте внимание на теле и сознавайте, какие его части находятся в расслабленном состоянии, а какие напряжены и испытывают дискомфорт. (…) Теперь максимально напрягите тело на

    298

    несколько секунд — напрягите что есть сил (…), а затем полностью расслабьте. (…) Проделайте это несколько раз, сознавая, что чувствует при этом ваше тело. (…)


    Кокон

    (Музыкальное сопровождение: Debussy, «Reverie», on Laurindo Almeida, «Reverie for Spanish Guitars». Музыка понадобится на этапе раскрытия кокона.)

    Найдите удобную позу, которую можно было бы назвать закрытой, в которой вы чувствуете себя защищенным от мира. (…) Закройте глаза и не открывайте, пока я не попрошу об этом. Представьте, что вы в коконе, окруженный мягкой, прочной оболочкой, которая защищает вас. (…) Уделите некоторое время для исследования вашего существования внутри кокона. (…) Обнаружьте, на что похож этот кокон и как вы чувствуете себя «здесь». (…) Оцените, сколько пространства есть у вас в коконе и какие движения вы можете совершать, находясь внутри его. (…)

    Теперь медленно раскрывайте ваш кокон. (…) Найдите выход из защитной оболочки и сознавайте, что вы чувствуете, когда выходите в мир. (…) Когда вы выйдете, потянитесь, постарайтесь максимально вьгошуть тело. (…) Когда вы тянетесь, позвольте этому движению выразиться в каком-нибудь звуке. (…) Теперь сосредоточьтесь на этом звуке и позвольте ему перетечь обратно в движение. (…) Исследуйте все возможные способы растяжения вашего тела. (…)


    Гравитация

    Продолжайте потягиваться и двигаться так, как вам хочется, как угодно, с закрытыми глазами. Сфокусируйте внимание на ощущении гравитации. (…) Почувствуйте силу тяжести, притягивающую вас и держащую вас у земли, и то, как эта сила действует на ваше тело. (…) Почувствуйте, как все ваше тело реагирует на притяжение, когда вы двигаетесь или изменяете позу. (…)

    Теперь представьте, что сила притяжения начинает уве-4 личиваться, она удваивается или даже утраивается. Вы стали очень тяжелым, и каждое движение вам дается с большим трудом, приходится прилагать неимоверные усилия. (…) Сознавайте, как вы движетесь под действием такой большой силы, что вы чувствуете. (…) Теперь медленно придайте телу вертикальное положение, преодолевая колоссальную силу (…), и затем снова опуститесь вниз, чтобы отдохнуть на земле. (…)

    Вообразите, что притяжение уменьшилось почти до половины обычного, так что ваше тело стало очень легким, а движения — воздушными и непринужденными. (…) Сознавайте, как вы движетесь и что вы чувствуете при такой сла^-бой гравитации. (…) Теперь откройте глаза и продолжайте двигаться так, как вам хочется. (…) Отметьте, чувствуете ли вы желание продолжать двигаться самостоятельно, или вы хотели бы взаимодействовать с остальными. (…)


    Исследование возможностей

    (Музыкальное сопровождение: Olantanji, «Drams of Passion».)

    Встаньте так, чтобы вам было удобно и чтобы вокруг вас было свободное пространство. Закройте глаза. Я хочу, чтобы вы исследовали возможности своего тела на предмет подвижности. Начните с пальцев и кистей рук, проверьте, как они могут двигаться. (…) Теперь подключите к этим движениям предплечье. (…) Теперь пусть к движению подключится верхняя часть рук. (…) Пусть движение перетечет в плечи,

    300

    шею и голову. Руки также продолжают участвовать в движении. (…) Постепенно движение захватывает все тело (…), оно переходит в грудь и торс. Вы продолжаете исследовать, какие движения способны совершать эти части тела. (…) Позвольте движению захватить бока (…), бедра и колени (…) и, наконец, голени, лодыжки и ступни. (…) Пусть тело продолжает совершать любые движения, те, которые представляются наиболее удобными, приносящими максимальное удовлетворение. (…)

    Пусть все тело будет охвачено движением. Теперь откройте глаза и испробуйте различные виды движений. Начните со сгибаний. Попробуйте сгибать любые части тела так, как только сможете. (…) Теперь исследуйте, как различные части тела способны раскачиваться. (…) Сейчас попробуйте махать. (…) Затем дергаться и трясти. (…) Теперь попробуйте совершать волнообразные движения. (…) А сейчас вращения. (…) Некоторое время продолжайте двигаться так, как вам будет удобно. (…)

    Сейчас попытаемся согласовывать движения с различными звуками. Я буду издавать некий звук, а вы должны повторить этот звук и воплотить его в каком-либо движении. Какое движение, по-вашему, может соответствовать звуку «Бзззззззууу»? (…) А звуку «Гммммииии»? Теперь попробуйте изобразить звук «Ммрррррр» (…), звук «Шшии-иззззз» (..,), «Ооомммм». (…)

    (Вы можете издавать любые другие звуки.)

    Теперь объединитесь с кем-нибудь в пару и осуществите диалог звуков и соответствующих им движений. Сознавайте, как движется другой человек, и пусть ваша реакция на него воплотится в вашем движении и подходящем звуке. (…) Через некоторое время найдите нового партнера и попробуйте таким же образом взаимодействовать с ним. (…) Сознавайте, чем и как ваши движения отличаются от движений партнера. (…) Снова найдите нового партнера для нового

    301

    диалога. (…) Совпадают ли в чем-то ваши движения, или они различны? Вы повторяете одни и те же движения в работе с разными партнерами или в каждой паре ваше тело совершает отличные движения? (…) Продолжайте упражнение с другими партнерами и исследуйте способы вашего взаимодействия через движение. (…)


    Танцор

    (Музыкальное сопровождение: Бородин, «В степях Центральной Азии».)

    Найдите удобное сидячее положение. (…) Закройте глаза и войдите в контакт со своими физическими ощущениями. (…) Отмечайте, что происходит в вашем теле. (…) Я хочу, чтобы вы представили, что вы один, на краю травянистого луга, залитого солнцем, достаточно большого, где достаточно пространства для движения и танцев. Рассмотрите вни— • мательно это место и сознавайте, как вы себя здесь чувствуете. (…) Вы видите человека, который вышел на этот луг. Очарованный красотой вокруг и не заметив вас, он начинает двигаться по лугу и танцевать. Некоторое время просто наблюдайте за ним, за его красивыми и грациозными движениями. (…) Вскоре этот танцор замечает вас и с радостью подходит. Он выражает готовность показать вам, как двигаться и танцевать, и настаивает, чтобы вы танцевали вместе с ним, прямо здесь, на этом лугу. Вы начинаете с простых движений на месте, а затем двигаетесь вместе с этим танцором по комнате. Вам придется открыть глаза, чтобы избежать столкновений с другими участниками, но в то же время вы должны попытаться удержать внимание на своем партнере и танцевать вместе с ним.

    302


    Произрастание

    (Музыкальное сопровождение: Gabor Szabo, «Spellbinder», Side 1, Bands 1 and 2.)

    Лягте на пол, так чтобы вокруг вас было некоторое свободное пространство, и войдите в контакт с ощущениями тела. (…) Теперь представьте, что ваша левая рука — это маленький цветочный бутон, который очень медленно растет и тянется к солнечному свету (…), медленно открываются его лепестки навстречу легкому ветерку и дождю (…), затем он начинает увядать, когда энергия перейдет в формирование семян (…), и мало-помалу он упадет на землю со своими семенами. (…)

    Теперь придайте своему телу закрытую позу и станьте семенем. (…) Какое это семя? (…) Опять весна, и вы начинаете давать ростки и двигаться, направляя маленькие корни вниз, в почву, и маленькие побеги вверх, к солнечному свету. (…) Продолжайте расти и двигаться и сознавайте, что чувствует ваше тело, когда вы медленно распускаетесь из этого семени и превращаетесь в какое-то растение или дерево. (…)


    Эволюция

    (Музыкальное сопровождение: Gabor Szabo, «Spellbinder», Side 1, Bands 1 and 2.)

    Расположитесь на полу так, чтобы вокруг было достаточно свободного пространства, и закройте глаза. Представьте, что вы — некая бесформенная живая материя, покоящаяся на дне доисторического моря. Повсюду вокруг вас вода, иногда это мягкое течение, иногда сокрушительное давление волн. Почувствуйте воду, которая обтекает вас, окружает вас, движется вдоль тела. (…)

    Вот начинает зарождаться и развиваться жизнь. Вы становитесь какой-нибудь морской травой или подводным растением. Прислушайтесь к барабанному бою, пусть эти звуки вольются в ваши движения, которые возникают оттого, что подводные течения заставляют ваше тело двигаться. (…)

    Сейчас вы превращаетесь в простейшее беспозвоночное животное, которое ползет по морскому дну. Пусть музыка отражается в вашем теле и в ваших движениях, в теле и движениях этого простейшего живого существа. (…)

    Теперь медленно передвигайтесь к суше. (…) Когда вы достигнете ее, попробуйте отрастить себе четыре ноги и начните передвигаться по земле. Исследуйте ваши ощущения и то, какие вы делаете движения в качестве этого наземного животного. (…)

    Теперь постепенно примите вертикальное положение, встаньте на две ноги и исследуйте, как вы движетесь и каково ваше существование в качестве двуногого животного. (…)

    Сейчас, продолжая свои движения, откройте глаза и попробуйте взаимодействовать с остальными посредством, этих движений. (…)


    Разделение и соединение

    (Музыкальное сопровождение: Aaron Copland, «Clarinet Concerto».)

    Найдите место со свободным пространством вокруг вас. (…) Закройте глаза и войдите в контакт со своим телом. (…) Исследуйте свои физические ощущения и что происходит внутри вас. (…) Теперь протяните свои руки и ноги и попробуйте исследовать пространство вокруг вас с помощью кистей рук и ступней ног. (…) Сознавайте, как вы чувствуете себя в этом пространстве. Нравится вам находиться в этом пространстве в одиночестве или вы переполнены желанием двигаться и устанавливать контакт с другими? (…)

    304

    Если пожелаете, можете начать двигаться дальше и исследовать пространство, находящееся дальше, в стороне от вас. Когда вы входите в контакт с кем-либо, пожмите ему руку, если вы хотите остаться в этом контакте с ним. Если он желает остаться в контакте, пусть сделает ответный жест. В дальнейшем сохраняйте контакт и продолжайте двигаться вместе, как если бы вы были двумя частями одного организма. Вы можете изменять способ вашего контакта с этим человеком, пока остаетесь связанными между собой. Вы можете также принять других в этот организм, если вы желаете и они готовы. Продолжайте двигаться следующие пять минут и либо взаимодействуйте, либо сохраняйте свою обособленность, как вам больше нравится. (…)

    Теперь начните медленно удаляться от тех, с кем вы соприкасались, до тех пор, пока не останетесь снова в одиночестве. Уделите немного времени, чтобы исследовать актуальное состояние одиночества. (…)


    Диалоги телодвижений

    Объединитесь в пару с кем-нибудь из участников и попытайтесь наладить взаимодействие без слов, без разговора, а посредством диалога движений. (…) Сознавайте, что вы чувствуете и что происходит между вами в этом взаимодействии. (…)

    Теперь молча скажите своему партнеру с помощью движений «до свидания» и перейдите к другому участнику для следующей беседы с помощью движений. На этот раз я хочу, чтобы вы представили, что один из вас колдун, а другой — его подневольный, находящийся целиком под властью магии колдуна. Продолжайте диалог телодвижений на эту тему пару минут и сознавайте, как каждый из вас выражает сам себя. (…)

    305

    Поменяйтесь местами, теперь игравший роль колдуна становится пленником и начинается новый диалог. Снова сознавайте свои чувства и движения. (…)

    Теперь попрощайтесь с помощью движений и перейдите к новому партнеру для следующего диалога движений. На этот раз вы должны представить, что один из вас — радость, а другой — грусть. Устройте диалог в движениях между грустью и радостью и сознавайте, как каждый выражает себя. (…)

    Теперь поменяйтесь ролями, так, что радость станет грустью в новом диалоге. (…)

    (Существует много других возможностей для разыгрывания противоположных ролей, эмоций и качеств: учитель — студент, родитель — ребенок, полицейский — преступник, мужчина — женщина, скука — возбуждение, принятие — отклонение, любовь — ненависть, умиротворение — огорчение, эмоциональный — невозмутимый, сила — слабость, мягкий — грубый, активный — пассивный, терпеливый — нетерпеливый и т.д.)


    Пламя

    Примите удобную неподвижную позу, лежа на полу. За-, кройте глаза и спокойно войдите в контакт со своим телом.

    Представьте, что вы огонь, только начинающий разгораться. Позвольте этому пламени двигаться. (…) Где в вашем теле зародился этот маленький огонь, как он растет, как движется вверх, вырывается наружу, поднимаясь высоко в воздух? (…) Наблюдайте и отмечайте, какое вы пламя и как вы движетесь и растете. (…) Горят ли язычки вашего пламени устойчиво, или они трепещут, то становясь ярче, то спадая? (…) Что вы чувствуете, будучи этим пламенем? (…) Продолжите оставаться этим огнем, пока он горит ярко, и исследуйте пространство вокруг вас. (…) Оставайтесь таким огнем, когда откроете глаза и будете двигаться и взаимодей-

    306

    ствовать с другими такими огнями. (…) Объединитесь в пару с другим огнем и на некоторое время организуйте диалог движений (…), затем перейдите к другому партнеру для другого диалога. (…) Теперь переходите дальше и найдите свободное пространство для себя. Остановитесь на этом месте и закройте глаза. Сейчас ваше пламя начинает увядать, и скоро все ваше топливо израсходуется. Сознавайте, что вы чувствуете и как вы движетесь, когда ваше пламя постепенно уменьшается (…), затем мерцает и тускнеет (…), пока не исчезает последний дрожащий огонек, и остаются только раскаленные докрасна угли. (…) Оставайтесь с вашим опытом и анализируйте его некоторое время. (…)


    Напев

    Сядьте в круг, закройте глаза и войдите в контакт со своим телом. Сидите прямо и представляйте, что струна, исходящая из макушки головы, мягко вытягивает вас, так что ваш позвоночник выпрямляется, а живот и грудь немного выправляются. Не напрягайте свое тело, пусть оно слегка подвигается или немного покачается, чтобы убедиться, что вы не удерживаете его в жестком, зажатом состоянии. (…)

    Сейчас сфокусируйте сцое внимание на дыхании (…) и движениях груди и живота, сопровождающих дыхание. (…) Когда вы делаете это, удерживайте в уме слово «плавность». (…) Позвольте вашему дыханию и вашему телу стать плавными — без спазм и узлов. (…) Отмечайте плавность вашего дыхания, когда воздух втекает спокойно, без усилий, в ваши легкие. (…) Почувствуйте, что все ваше тело стало более спокойным и плавным. (…) Теперь позвольте этой плавности в вашем теле и в вашем дыхании распространиться, чтобы включить в себя область вокруг вас. (…)

    Слегка приоткройте рот, и если вы готовы, то пусть на

    307

    выдохе начнут возникать звуки. Создавайте звук так, чтобы он появлялся с минимальным усилием, в то время как вы продолжаете фокусировать свое внимание на плавности дыхания и тела. Не пытайтесь произвольно издавать этот звук — просто позвольте этому звуку самому вытекать из вас. Когда вы позволите этому звуку течь, ваше спокойствие распространится и охватит других присутствующих, а их спокойствие охватит вас. Постепенно все вместе должны сообща прийти к одному звуку или напеву. Делайте паузу всякий раз, когда начинает возникать напряжение и вы теряете некоторую плавность. Напев может изменяться время от времени — становиться громче или тише, изменяться по высоте и т.д. Позвольте напеву звучать и позвольте вашим собственным звукам легко сливаться с ним. Продолжайте пение несколько минут. (…)


    Звуковой диалог

    Встаньте свободно, лицом к своему партнеру, примерно в полутора метрах от него. (…) Закройте глаза и максимально «отпустите» свое тело. (…) Сознавайте свои плечи, жи-" вот, грудь и, обнаружив где-либо напряжение, попробуйте расслабиться и избавиться от него (…) Сознавайте горло, шею и расслабьте их. (…) Расслабьте челюсть так, чтобы она слегка опустилась, а рот немного приоткрылся. (…)

    Сохраняйте контакт со своим дыханием и со всеми частями тела, которые принимают участие в формировании звуков. Когда вы почувствуете, что готовы, позвольте внутри вас вырасти-звуку, пусть он появится сам, не пытайтесь создать какой-нибудь особенный звук. Позвольте этому -звуку проявиться без усилия. Когда он проявляется, сознавайте, на что он похож, без того, чтобы попытаться изменить его. Просто сознавайте его и отмечайте, как он растет или изменяется. Позволяете ли вы ему медленно затихнуть, когда заканчивается выдох, или останавливаете его резко? Сделайте паузу после того, как звук растает, и войдите в контакт со своим дыханием. Сознавайте свое тело, пока ваш партнер создает свой звук. Затем попробуйте издавать свои звуки вместе. Делайте это в течение нескольких минут.

    Сознавайте свое лицо — рот, губы, язык, когда вы создаете звук, и медленно исследуйте, как они могут модулировать звуки. Поиграйте с пятью гласными — «а», «е», «и», «о», «у» — в то время, когда вы создаете разные звуки. (…) Продолжайте сознавать рот, губы и язык и экспериментируйте с тем, как они модулируют звук. (…)

    Теперь, сохраняя глаза закрытыми, устройте звуковую беседу со своим партнером. Продолжайте издавать тот звук, который вам больше нравится, с разной громкостью и модуляциями, чтобы выразить себя. Сфокусируйте свое внимание на своих чувствах к партнеру и его звуках и на вашей реакции на эти звуки. Позвольте этому сознаванию перелиться в создаваемые вами звуки, когда вы осуществляете диалог со своим партнером. Продолжайте эту беседу пару минут. (…)

    Сейчас сделайте паузу на короткое время, чтобы молча проанализировать свой опыт. (…)

    Теперь откройте глаза и* минуты две уделите на обсуждение с партнером своего опыта. На что были похожи ваши звуки в этом диалоге? Что они выражали и что вы чувствовали физически? (…)


    Поэзия cознавания

    Найдите место, где вы могли'бы побыть один, и войдите в контакт с потоком сознавания. Обращайте внимание на то, что вы сознаете. Затем позвольте своему сознаванию вылиться в слова, как если бы это был белый стих. Не пытайтесь создавать из этого стихотворение — просто позвольте своему сознаванию превращаться в слова. Делайте это сначала молча, в уме, а затем выражайте эти слова громко. (…) Сейчас делайте то же самое и позвольте вашему вниманию периодически переключаться от сознавания внутренних чувств и реакций к сознаванию внешних предметов и явлений и обратно. Позвольте этому сознаванию выливаться в слова в течение нескольких минут. (…)


    Песня сознавания

    Теперь я хочу, чтобы вы добавили звуки к выражению своего сознавания в стихах. Начните с вхождения в контакт со своим внутренним переживанием и позвольте ему вылиться в какие-либо звуки. Когда вы свободно сливаетесь с создаваемыми вами звуками, позвольте своему сознаванию вылиться в слова, а также и в звуки, как если бы это была . песня. Не занимайтесь разделением или структурированием этих выражений в песне, просто позвольте звукам и словам течь на протяжении нескольких минут. (…)








     

    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх