• ТРИНАДЦАТЬ КЛЮЧЕВЫХ ТЕРМИНОВ
  • КОМБИНАЦИОННАЯ ТЕХНИКА
  • ДВИЖЕНИЯ МЕЧА
  • ГЛАВА 5

    ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ ТАЙ-ЦЗИ ЦЗЯНЬ

    Искусство владения цзянь основано на нескольких базовых приемах. Коль скоро они имеют много общего с техникой других стилей, следует уделить повышенное внимание изучению фундаментальных принципов тай-цзи. Над каждым приемом следует работать отдельно, до тех пор пока вы не освоите его. Тренировка такого рода познакомит вас со всеми движениями цзянь и научит применять его наиболее эффективно. Как правило, наставники требуют от учеников поэтапного освоения каждого приема. Последовательная система тренировок способствует лучшему пониманию и исполнению поз тай-цзи цзянь.

    ТРИНАДЦАТЬ КЛЮЧЕВЫХ ТЕРМИНОВ

    В инструкции, известной как «Тринадцать ключевых терминов» («Шисан жицзуэ»), описаны тринадцать основных принципов и приемов тай-цзи цзянь. Здесь даются рекомендации по применению цзянь и внутренней силы — цзин. Инструкция является своего рода напоминанием о том, что принципы использования сознания (и) и разумного и минимального применения силы являются краеугольными, а правильное исполнение приемов тай-цзи цзянь зависит скорее от технического совершенства, чем от силовых качеств.

    В этом разделе рассмотрены тринадцать классических приемов цзянь, приведены соответствующие фотографии и в некоторых случаях даны ссылки на иллюстрации из последующих глав, в которых рассматривается их применение. Особое внимание следует обратить на положение меча, направление его движения и боевую поверхность, применяемую в конкретном приеме.

    1 Удар — "цзи"

    Китайское слово «цзи» буквально означает «ударить в колокол», «бросить камень» или «нанести удар молотком». При выполнении приема цзи удар наносится острием или прилегающими к нему поверхностями цзянь. Острие может совершать три типа движений по дуге. Выполняя движение жэньцзи, кончик меча движется вниз по дуге, а сам цзянь удерживается хваткой шунба (рис. 5.1–5.3 и рис. 6.215).



    При движении фанцзи кончик меча движется по дуге вверх, хватка — ниба (рис. 5.4, 5.5 и рис. 6.69).



    При выполнении приема цэцзи острие выполняет боковые движения, а цзянь удерживается хваткой янба (рис. 5.6–5.9 и рис. 6.205).




    Во всех случаях внутренняя сила исходит и высвобождается от предплечья. В результате движение цзи получается стремительным, но компактным. Во время тренировок позвольте кончику меча следовать за шэнь, чтобы цель была поражена точно и молниеносно. Цзи — самый эффективный и распространенный атакующий прием.

    2 Колющий удар — "цы"

    Колющий удар мечом (цы) применяется весьма часто. При его выполнении колющее движение осуществляется быстро и мощно. Выпад может быть направлен сверху вниз (рис. 5.10, 5.11 и 6.156),




    снизу вверх (рис. 5.12, 5.13 и 6.93),




    вперед (рис. 5.14, 5.15 и 6.284)




    или сбоку (рис. 5.16, 5.17 и 6.301).




    Отличительной чертой этого приема является то, что кончик меча всегда двигается только по прямой. В противном случае меч может согнуться или сломаться. Внутренняя сила высвобождается от спины и ног. Иногда прием усиливается двуручной хваткой (хэба), как показано на рис. 5.18 и 5.19.



    В зависимости от выбранной цели на теле противника лезвие клинка может быть расположено как горизонтально (рис. 5.20), так и вертикально (рис. 5.21).



    Размах и скорость этого приема практически исключают возможность остановки в процессе исполнения. Если выпад не достиг цели, атакующий становится весьма уязвимым для контратаки. Поэтому выполнение этого приема должно быть точным и безошибочным.

    3 Отражение удара ребром меча — "гэ"

    Словом «гэ» обозначают применение ребра меча для отражения атаки соперника. Цзянь может двигаться как по прямой линии, так и по дуге, а внутренняя сила исходит от пояса. Важнейшим правилом при проведении этого приема является то, что меч должен лишь слегка «прилипать» к оружию противника или «следовать» за ним. Иными словами, применение значительного усилия не допускается. Не менее важно помнить о недопустимости постановки блока краями меча, что было бы крайней степенью неуважения к благородному оружию.

    Гэ является наиболее распространенной техникой отражения оружия противника и имеет два варианта исполнения, каждый из которых может применяться как справа, так и слева. При исполнении варианта жэньгэ кончик меча указывает вверх (рис. 5.22—5.25 и 6.108).




    При блоке фангэ кончик меча указывает вниз (рис. 5.26, 5.27 и 6.189).



    Наиважнейшим элементом гэ является работа ног. Перемещения должны быть достаточно быстрыми, чтобы обеспечивать пространство для маневра. Основная цель маневра — защита собственного тела; при этом назначение приема не столько в том, чтобы блокировать оружие нападающего, сколько в подготовке контратаки.

    Исполнение этой техники представляет очевидную опасность, так как оружие противника находится в непосредственной близости от тела. Поэтому при выполнении гэ особое внимание следует уделять согласованности действий. В момент контакта действия должны быть стремительными и ловкими, чтобы коснувшийся оружия соперника цзянь последовал за ним. Этот маневр даст время для подготовки контратаки. Гэ является типичным приемом тай-цзи цзянь, по которому судят о мастерстве фехтовальщика.

    4 «Промывание» — "си"

    Дословно термин «си» означает «промывание». Им обозначают технику, при исполнении которой кончик меча совершает круговые движения вверх и вниз вокруг тела, что создает впечатление, будто острие опускают в воду для промывки. При выполнении приема ребро и острие меча используются как для атаки, так и для защиты (рис. 5.28—5.32 и 6.196, 6.197).







    Однако чаще всего си применяется для плавных переходов от одного движения к другому.

    Внутренняя сила исходит от ног и пояса. Считается, что «тело должно следовать за цзянь» или что корпус должен «гнаться» за цзяньтан, что в значительной степени усиливает поток ци. Освоение этого приема улучшает координацию между цзянь и движениями тела.

    5 Оттяжка — "чоу"

    Термин «чоу» буквально означает «втягивать», «отводить», «убирать». При выполнении этого приема соперника касаются краем меча, который затем отводят, нанося ему резаную рану (рис. 5.33, 5.34 и 6.106).




    Внутренняя сила должна мгновенно высвобождаться от корпуса, а само движение — быть столь стремительным, чтобы противник не успел опомниться.

    6 Отвод — "дай"

    Термин «дай» обозначает «отводить что-либо назад без приложения усилий». При выполнении приема осуществляется следование движению противника или предвосхищение его, что приводит к падению оппонента в направлении его собственного движения. При выполнении дай, когда цзянь отводится строго назад, применяется острие, ребро или край меча. Острием наносится удар по кисти (рис. 5.35, 5.36 и 6.73).




    Ребром «прилипают» к оружию противника (рис. 5.37, 5.38 и 6.264).




    Край используется для нанесения резаных ран (рис. 5.39, 5.40 и 6.257).




    Внутренняя сила исходит от предплечья и пояса. Правильное осуществление приема требует известной ловкости.

    Наиболее важным аспектом применения этой техники является направление движения. Правильное направление делает прием более эффективным и уменьшает энергозатраты. Для защиты собственного тела постарайтесь держать меч скрещенным с оружием противника в течение всего времени выполнения приема.

    Также попытайтесь использовать технику «распространения силы» — пеньцзин, чтобы не подвергать себя опасности, которая возникает, когда вы создаете у противника ложное впечатление о своей мнимой слабости. Если уловка сработает, то противник удвоит усилия и вам будет легче обороняться. Этот технический прием воплощает классический принцип тай-цзи — «заимствуй силы у противника».

    7 Подъем — "ти"

    Термин «ти» означает «поднимать» или «перемещать снизу вверх». При выполнении приема острие меча развернуто и удар наносится снизу вверх, как правило, по кисти противника. Движение цзянь стремительно и может быть как компактным, так и размашистым. Существуют два способа выполнения ти. При удержании меча хваткой вайба (ладонью наружу) прием ти называется жэньти (рис. 5.41, 5.42 и 6.154).




    При хватке нэйба (ладонью внутрь) прием называют фанти (рис. 5.43, 5.44 и 6.243).




    Внутренняя сила исходит от руки и корпуса. Эффективность приема зависит от точности, а не от силы.

    8 Взрыв — "бэнь"

    Термин «бэнь» означает «взрыв», «прорыв». Прием бэнь выполняется движением острия вверх (рис. 5.45, 5.46 и 6.98).




    Движение должно быть неожиданным, быстрым, компактным и одновременно мощным. Внутренняя сила исходит от кисти и предплечья.

    Техника бэнь применяется в ближнем бою. Следовательно, возникающая при этом опасность требует от исполнителя приема точности и хорошей координации движений. Для достижения необходимого «взрывного» эффекта требуется серьезная и продолжительная тренировка.

    9 Рубящий удар — "пи"

    Термин «пи» означает «рубить». Мощные рубящие удары наносятся средней частью лезвия меча. Внутренняя сила поднимается от ног к поясу, затем к спине и руке. Существуют два варианта техники пи. Термином жэньпи обозначают прямой рубящий удар (рис. 5.47, 5.48 и 6.178).




    При выполнении варианта сиепи удар наносится под углом (рис. 5.49, 5.50 и 6.171).




    Иногда прием усиливают двуручной хваткой (рис. 5.51,5.52 и 6.269).




    В силу того что такой удар предполагает размашистое движение, его используют не слишком часто. Выполнение техники рассчитано на хорошую работу ног.

    10 Колющий удар (вонзающий) — "дьян"

    Термин «дьян» означает «колоть», «вонзать», «пронзать». При выполнении приема удар наносится сверху, как правило, в одну из акупунктурных точек противника (рис. 5.53, 5.54 и 6.89).




    Движение цзянь должно быть компактным, неожиданным, мощным и быстрым. Внутренняя сила исходит от пояса; удерживающая цзянь рука остается неподвижной.

    Дьян применяется весьма часто. Прием вынуждает противника выронить меч в результате атаки на переднюю часть его кисти. Для достижения цели удар должен быть очень точным.

    11 «Помешивание» — "цзяо"

    Термин «цзяо» означает «помешивать» или «мешать». Для исполнения этой техники цзянь держат вертикально и совершают им круги в горизонтальной плоскости, либо держат горизонтально и совершают круги в вертикальной плоскости. В обоих случаях внутренняя сила исходит от пояса и направляется к предплечью и кисти. Существуют два варианта исполнения этого приема. При выполнении жэньцзяо цзянь движется против часовой стрелки (рис. 5.55—5.57 и 6.231).





    При выполнении фанцзяо меч описывает круги по часовой стрелке (рис. 5.58—5.60 и 6.227).





    Исполнение приема предполагает наличие мощного потока внутренней силы и тесного взаимодействия внешних и внутренних компонентов. В идеале при касании мечом оружия противника внутренняя сила должна «потрясти его до основания», так чтобы он потерял равновесие и выронил оружие. Однако если вы не достигли цели, то сами можете потерять равновесие. Окружность кругов цзяо должна быть минимальной; для достижения цели необходимы упорные тренировки.

    12 Придавливание — "я"

    Термин «я» означает «давить вниз». Для выполнения приема оружие противника придавливается сверху, что ставит его под ваш контроль. Эта техника является очень мощной, так как внутренняя сила исходит от всего тела. Для давления можно использовать как ребро клинка, так и его основание.

    Существуют три варианта выполнения приема. При исполнении жэнья меч удерживается хваткой янба и применяется ребро клинка. В этом случае меч называют янба цзянь (рис. 5.61 и 6.248).




    Фанья представляет собой вариант, когда меч удерживается хваткой иньба, применяется ребро клинка, а сам меч называют иньба цзянь (рис. 5.62 и 6.203).




    В третьем случае — сиая — меч удерживается либо хваткой шунба, либо двуручной хваткой хэба и применяется основание клинка (рис. 5.63, 5.64 и 6.91).




    Прием я применяется не часто. При его выполнении не оставайтесь подолгу в одной и той же позиции. Не теряйте темп и быстро переходите от одного движения к другому. Несмотря на то что для выполнения этого приема необходима сила всего тела, очень важно поддерживать последнее в расслабленном состоянии. Особое внимание следует уделить расслаблению бедер и скорости перемещения.

    13 Пресечение — "цзиэ"

    Цзиэ означает «препятствовать», «отрубать» или «отсекать» краем меча (т. е. с помощью цзяньрэн). Для выполнения этого приема обороняющийся уклоняется от фронтальной атаки, а затем «пресекает» движение противника. Поскольку для контратаки применяется край лезвия меча, блокируется не оружие, а тело противника. Иными словами, удар наносится по кисти или руке. Внутренняя сила исходит от пояса и сообщается мечу через руку.

    Существуют четыре варианта исполнения цзиэ. При выполнении шаньцзиэ меч движется вверх (рис. 5.65—5.67 и 6.59),





    сиацзиэ — вниз (рис. 5.68 и 6.62),




    хэньдзиэ — вперед (рис. 5.69 и 6.203),




    а цэ-цзиэ — из стороны в сторону (рис. 5.70 и 6.252).




    Цзиэ — это распространенный и эффективный прием, требующий от исполнителя внимания и терпеливого ожидания начала атаки противника. В самый разгар атаки следует уклониться и нарушить («пресечь») поток движений противника.

    КОМБИНАЦИОННАЯ ТЕХНИКА

    Тринадцать основных приемов владения мечом могут применяться как самостоятельно, так и комбинационно. В последнем случае исполнитель незаметно переходит от одного приема к другому, и последовательность его действий становится одним неразрывным движением. В этом разделе мы рассмотрим отдельные комбинации, каждая из которых имеет свое название и соответствующую ссылку на главу 6, где комбинации приемов рассмотрены более детально.

    Блок и пресечение атаки

    Термин «лан» означает «препятствовать», «останавливать» или «прерывать» что-либо в середине. Комбинация представляет собой сочетание гэ, я и цзиэ. Ее применяют для прекращения атаки противника, упреждая момент высвобождения его силы. Иногда этим же термином (лан) называют рубящие движения из стороны в сторону. Лан является распространенной и эффективной техникой защиты (рис. 6.104).


    Выпад с режущим ударом вверх

    При исполнении комбинации тяо меч используют для нанесения колющих или рубящих ударов, вслед за которыми проводится режущий удар вверх. Техника является сочетанием цы и ти. Эта комбинация распространена и весьма эффективна, но предполагает наличие мощной внутренней силы, исходящей от запястья и предплечья (рис. 6.134).


    Срезание

    Термин «сяо» буквально означает «срезать» или «резать» и применяется по отношению к комбинации приемов цзяо, дай, я и цзи. Целью этой стремительной и утонченной техники является поиск бреши в обороне соперника с последующим проведением контратаки. Обычно такая «брешь» появляется вокруг оружия противника. При исполнении комбинации сяо меч начинает движение по дуге и заканчивает его прямым выпадом (рис. 6.77). Внутренняя сила исходит от пояса. Для осуществления комбинации используются острые поверхности верхней части меча (цюаньрэн).

    Сяо всегда применяется вслед за выполнением защитных приемов и нередко в сочетании с гэ и я. Рубящий удар наносится вдоль оружия соперника.


    Легкий и быстрый режущий удар

    Дословно термин «ляо» означает «разбрасывать». Техника является комбинацией цзи, тяо и сяо и представляет собой быстрое, плавное и короткое режущее движение острием или передней частью меча. Оружие движется вдоль клинка соперника. Существует два варианта выполнения этой комбинации. В жэньляо меч удерживается хваткой иньба либо нэйба (рис. 6.217). В фанляо оружие удерживается либо хваткой янба, либо вайба (рис. 6.223). Основной целью применения данной техники является нарушение сосредоточенности противника.



    Повесить

    Гуа означает «что-либо повесить». Техника представляет собой комбинацию цзи, дьян, лан и дай. При ее исполнении следует думать о своей цели как о крючке и представлять, как вы собственным мечом вешаете нечто на этот «крючок» (рис. 6.147). Техника применяется часто, но для ее выполнения требуются хорошая работа ног и незаурядная ловкость.


    Отрубить

    Чжань означает «отрубать». Техника является комбинацией пи, цзиэ, я и цзи. При ее выполнении применяется ребро меча. Движение должно быть стремительным и жестким. В отличие от пи рубящий удар более стремителен, короток и внезапен. Существуют два варианта исполнения. Во время проведения техники хэньчжан удар наносится в горизонтальной плоскости, а при проведении шучжан — в вертикальной (рис. 6.227). Выполняя прием, представьте, что вы действительно что-то отрубаете.


    Выпад держателем кисти

    Термином «тандьян» обозначают любое атакующее движение держателем кисти (цзяньтан). Меч удерживается в левой руке хваткой фанво, а удар наносится держателем кисти (рис. 6.48).


    Блок рукоятью

    Термином «цзяньбинь лангэ» обозначают постановку блока с помощью эфеса меча (цзяньбинь). При выполнении приема меч держат в левой руке в положении фанво (рис. 6.41).


    Выпад «пальцем-мечом»

    Атаку посредством цзяньцзюэ обозначают термином цзюэдьян (рис. 6.35). С помощью этой техники можно значительно усилить приток ци к кончикам пальцев. Удары наносятся по акупунктурным точкам на теле противника.


    ДВИЖЕНИЯ МЕЧА

    Для успешного проведения на практике боевых приемов тай-цзи цзянь необходимо иметь представление о базовых движениях цзянь и соблюдать определенные правила.

    Существуют три основных движения меча: укол, выпад и круговое движение. Первое представляет собой короткое и очень точное движение, при исполнении которого ци направляется на острие цзянь. Если поток ци достаточно силен, то укол будет стремительным и точным. В бою он наносится в одну из акупунктурных точек.

    Выпад прост в исполнении, но всегда должен быть стремительным. Запястье — прямое, так чтобы внутренняя сила направлялась к цели по прямой линии. При нарушении прямолинейного движения меча происходит ослабление потока ци и внутренней силы. Если вы не сумеете контролировать движение острия клинка, то возникнет напряжение в области запястья, что не позволит направить ци к кончику меча.

    По сравнению с двумя предыдущими круговые движения, называемые цзяньцюань, используются более часто. Как уже говорилось в главе 3, цзяньцюань должны быть плавными, расслабленными и уравновешенными, чтобы обеспечить свободный поток ци по всему телу. В бою круговые движения позволяют быстро переходить от одного приема к другому и следовать за движениями соперника при минимальных энергетических затратах. Иными словами, цзяньцюань являются краеугольным камнем формы тай-цзи цзянь.

    Наряду с утонченными приемами в форме тай-цзи цзянь используется мощная и энергичная техника. Для того чтобы сочетать утонченность и мощь, следует преуспеть в искусстве расслабления. Возможно, такое решение вопроса покажется несколько упрощенным. Однако не заблуждайтесь — научиться искусству полного расслабления очень непросто. Если вы уже преуспели в этом, занимаясь безоружной формой тай-цзи цюань, то используйте свои навыки при освоении формы тай-цзи цзянь. В безоружной форме особое внимание уделяется расслаблению ног и поясницы.

    В форме тай-цзи цзянь основной упор делается на тренировку кисти, которая должна быть ловкой и в то же время достаточно сильной. Область запястья определяет способность управлять мечом. Если вы не сумеете расслабить кисть, то поток ци будет заблокирован в этой области, то есть не достигнет цзянь, движения которого утратят свою мощь и точность. Когда такое происходит, меч начинает «вилять» или, по-китайски, «пяо».

    Если вы владеете приемами с дао (широким мечом), то воздержитесь от применения этих навыков при работе с цзянь. Несмотря на некоторую схожесть между техникой владения этими мечами, во многих отношениях приемы с цзянь и дао никогда не следует путать между собой. Например, подъем дао над головой и вращение им вокруг тела не имеют ничего общего с техникой обращения с цзянь. Коль скоро цзянь является обоюдоострым, повышается опасность нанесения травмы себе самому. Кроме того, цзянь, в отличие от дао, тупую часть которого можно использовать для блоков, никогда не используется для жесткого блокирования. В целом приемы с дао можно назвать более мощными, а с цзянь — более утонченными.

    В практике с цзянь не следует забывать о трех важнейших правилах. Во-первых, цзяньцзюэ («палец-меч») не должен следовать за цзяньтан (рукоятью), когда обе руки сходятся на рукояти цзянь. Во-вторых, цзяньцзюэ никогда не должен двигаться вдоль цзянь-рэн, оставаясь позади цзяньтан большую часть времени. И наконец, тело всегда должно следовать за цзянь-тан, сообщая мечу дополнительную мощь. Традиционно рекомендуют «уделять внимание цзяньтан при работе с цзянь». Считается, что по движению цзяньтан можно судить об уровне мастерства исполнителя.

    Манипулируя мечом, вы должны чувствовать, что цзянь и ваше тело являются единым целым. Поток внутренней силы должен протекать непрерывно и плавно от ног к острию меча.

    Управление всеми движениями тела следует осуществлять от поясницы. При этом надо всегда оставаться расслабленным и в то же время сосредоточенным, с тем чтобы цзянь в любой момент мог последовать за потоком сознания. И наконец, помните о том, что шэнь должен управлять и, ци, цзин и движениями тела. Способность использовать силу духа таким путем является залогом достижения высших уровней мастерства в искусстве тай-цзи цзянь.







     

    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх